Через несколько недель в Украине начнутся школьные летние каникулы. Тысячи учеников на протяжении трех месяцев получат возможность самостоятельно распоряжаться собственным временем. Как используют они это право? Понятно, что много здесь зависит от семейных традиций и ответственности родителей, однако, не вызывает сомнений, что для значительной части детей первым другом и собеседником в эти дни станет именно... телевизор. Посоревноваться с ним могут разве что Интернет и компьютерные игры. Какие модели поведения ученики увидят на экране? Есть ли в эфире украинских телеканалов качественные просветительские и развлекательные программы для детей? Должно ли ТВ подготовить специализированные программы для младшей аудитории, посвященные теме Второй мировой войны? Какими они должны быть? Обо всем этом, а также о собственных телевкусах — в комментариях отечественных педагогов.
«В ЭФИРЕ НЕ ХВАТАЕТ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ»
Валерий РЫЖКОВ, учитель истории, Киевская детская академия искусств, в прошлом — один из редакторов программы «Самый умный» («1+1», «Интер», «Украина»):
— По моему мнению, телевидение сегодня тяготеет к появлению нишевых каналов — спортивных, научно-популярных, религиозных и тому подобное. В связи с этим универсальные вещатели оказались в несколько странной ситуации. Они пытаются угодить всем, а в результате — не удается понравиться никому.
На украинских каналах сегодня не хватает научно-популярных программ для подростков и детей, познавательных мультфильмов и тому подобное. К сожалению, телеменеджеры по большей части убеждены, что такой контент, в отличие от, например, музыкальных конкурсов, не может быть рейтинговым. В то же время программа «Самый умный» в свое время опровергла этот стереотип. Она «брала» высокие рейтинги, потому что благодаря своему компромиссному формату удовлетворяла потребности разных категорий зрителей: девочки смотрели на мальчиков, мальчики — на девочек, бабушки и дедушки с восхищением наблюдали за умными детками, а родители смотрели программу вместе с собственными детьми. К сожалению, ТВ в Украине — убыточное. Это — «игрушка» в руках олигархов. Именно поэтому в свое время программа исчезла из эфира — она оказалась слишком дорогой. Уникальная редакция, которая могла бы создавать интеллектуальные игры любого формата, а также целая библиотека наработанных материалов оказалась без работы.
Детская телеаудитория ныне остро нуждается в различных общеукраинских акциях, конкурсах — спортивных, художественных, интеллектуальных. Дети из разных регионов должны ездить в гости друг к другу и общаться. К сожалению, программ подобного формата в эфире отечественных телеканалов во времена независимости почти не было. Понятно, что такой контент нуждается в качественной и талантливой режиссуре — иначе зритель просто не будет смотреть.
Ныне в Украине положено начало новым традициям дней памяти, связанных с историей Второй мировой войны. В то же время специализированных телепрограмм для школьной аудитории, в которых освещали бы эти темы, почти нет. События тех лет сегодня очень далеки даже для моего поколения, для детей — тем более. Историю в целом непросто актуализировать, но это можно сделать, в частности через истории конкретных семей. Понятно, что здесь нужна своя, украинская позиция. Ее необходимо вводить спокойно, без надрыва. Вторая мировая была ужасной трагедией для украинцев и наши дети должны об этом знать. Оставлять эту тему на самотек — нельзя. В той или иной степени школьная история всегда остается тенденциозной, но при этом она должна быть направлена в сторону взаимопонимания и мира. Худший пример — это подход, который применяют в России. В его рамках благодаря пафосу и героизации даже проигранную для России Крымскую войну почти удалось показать как триумф. Зато западноевропейские учебники констатируют, что эта война по большому счету была империалистической для обеих сторон и рассказывают о Флоренс Найтингейл, которая спасала раненных. Все зависит от акцентов. Школьная история должна уделять внимание не военным аспектами, а жертвам и в то же время проявлениям гуманизма, благородства. Именно такой подход хотелось бы увидеть и на экранах.
«НУЖНО ПРИУЧАТЬ УЧЕНИКОВ ОТНОСИТЬСЯ КРИТИЧЕСКИ К ТОМУ, ЧТО ИМ ПРЕДЛАГАЕТ ЭКРАН»
Наталия ШПИЛЬКА, учитель младших классов, вальдорфський педагог, Центр развития ребенка «Дитяча домівка» (Киев):
— В вечерний прайм-тайм мне недостает просветительских передач. Досадно, что вместо этого эфир «загружают» бессодержательными сериалами. Программы же, которые действительно заставляют задуматься, появляются на экране разве что поздно ночью, когда работающий человек не станет смотреть телевизор. Остальное же эфирное время занимает низкокачественный развлекательный контент. Не хватает передач об образовании, науке, праве, передач о медицине — ведь наше общество остается малообразованным в этих вопросах. На экранах недостает всестороннего освещения проблемных актуальных тем (например, о прививке или страховой медицине). Там где есть свет — нет темноты. В эфире же, а следовательно, и в головах сегодня господствует «темнота». Убеждена, что телевидение должно побуждать зрителя к размышлениям и самостоятельным поискам. Мне кажется, что социум ныне в целом уже созрел к намного более качественному контенту — ТВ не успевает за его потребностями. Безусловно, определенные позитивные изменения на протяжении последних двух лет присутствуют, но этого недостаточно — общество трансформировалось намного радикальнее.
К сожалению, ныне родители очень редко задумываются над тем, что такое образование и каковы цели воспитания и учебы, поэтому ими очень легко манипулировать. ТВ должно было бы затрагивать эти темы. В школах пользуются тем, что родители находятся в «спящем» состоянии и подсовывают детям много ненужных вещей.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста, по моему мнению, вообще не стоит смотреть телевизор. Маленький ребенок не способен отделить себя от остального мира. Когда он смотрит телепрограмму, то не понимает, что это — другая, виртуальная реальность. Жить же в виртуальной реальности — не лучший путь. Если ребенок смотрит телевизор дольше, чем полчаса, он становится истерическим и агрессивным. Потом, пока этот «заряд» не исчерпается, с ним практически невозможно наладить контакт. Приблизительно после 10 лет родители должны сознательно подбирать программы для детей (необязательно из эфира, можно и из Интернета) и смотреть их вместе с ними. После просмотра нужно вместе обсуждать увиденное. Самостоятельный просмотр телепрограмм может быть вредным для ребенка. Знаю, что многие учителя водили учеников на фильм «Иван Сила». Это хороший случай всем классом обсудить увиденное. Необходимо приучать детей мыслить критически и выстраивать собственное отношение к тому, что им предлагает экран.
«ТВ НАВЯЗЫВАЕТ ДЕТЯМ НЕГАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ»
Виктория КОНЦЕВА, учитель украинского языка и литературы, Херсонская гимназия №1:
— Ежедневно слежу за новостями на ТВ — мониторю разные каналы, ищу разные точки зрения. Прежде всего, обращаю внимание на истории людей, которые делают что-то важное для страны. Развлекательные шоу не смотрю — по моему мнению, они лишь засоряют эфир. Из херсонских каналов чаще всего включаю «ВТВ плюс» и «Скифию» (Херсонская ОГТРК. — Авт.) — опять же, чтобы узнавать новости и послушать о работе местных активистов. Вместе с семьей всегда поддерживаем и принимаем участие в телемарафонах. К сожалению, на региональных каналах достаточно много заказных материалов и саморекламы, часто доминирует формальный подход, недостает естественности, непринужденности. Хотелось бы видеть в эфире больше рядовых херсонцев, которые живут рядом с тобой, а о событиях узнавать от очевидцев. Не хватает информации о творческих мероприятиях. Скажем, в Херсонской областной библиотеке для юношества им. Б. Лавренева часто собираются интересные неравнодушные люди. Мне кажется, зрителям было бы интересно увидеть сюжеты об этих встречах. Кроме того, они посодействовали бы привлечению новых участников. На региональном ТВ не хватает площадки, на которой каждый мог бы выступить сам и услышать мысли других. Если же говорить о политических ток-шоу на общенациональных каналах, то у меня часто возникают сомнения по поводу честности и прозрачности правил, по которым они работают. Нередко на экране появляются случайные люди.
Модели поведения, которые телевизор сегодня навязывает детям, нивелируют любое позитивное влияние литературы или установки учителей. Низкокачественные телешоу приучают учеников к легкомысленному восприятию действительности, превращают комфорт в высшую жизненную ценность. Из позитивных примеров могу отметить программу «Ревизор» с Ольгой Фреймут. По моему мнению, она воспитывает в зрителях стойкую гражданскую позицию, учит знать и защищать свои права. В целом же на ТВ недостает программ, которые воспитывают правовое сознание.