Как за четыре минуты донести свои идеи до миллионов людей? Выступить на TED. Это известная международная конференция, лозунг которой — «Идеи, стоящие распространения». На сцене TED выступали Стивен Хокинг и Стив Джобс, Билл Клинтон и Билл Гейтс, некоторые из речей в интернете смотрят по всему миру. В этом году впервые на TED выступит представитель Украины, соучредитель проекта StopFake Ольга ЮРКОВА.
Ольга подалась на программу TED Fellows, которая объединяет около 450 инноваторов из более чем 90 стран, в последний момент. В «Фейсбуке» она написала о своей мотивации: «Нужно хотя бы попробовать использовать эту площадку, чтобы мир еще немного больше узнал о том, что у нас здесь происходит. Как Украина уже четыре года является полигоном для российских «активных мер», которые пропаганда РФ потом использует по всему миру».
Вместе с Ольгой стипендиатами программы TED Fellows стали 20 человек с четырех континентов, которые своими инициативами меняют жизнь многих к лучшему. Уже сегодня и без помощи государства. Среди стипендиатов — врачи, исследователи галактик и ледников, журналисты. Например, американка Кейтлин Садтлер создает лекарства, которые помогают восстанавливать мышцы и заживлять раны. Де Андреа Сальвадор из Соединенных Штатов учредила неприбыльную организацию RETI, которая помогает малообеспеченным семьям получить доступ к современным технологиям для снижения себестоимости энергии. А проект Михаила Зигаря из России — о прошлом. Он представит исторический «Проект 1917», где о событиях 1917 года «рассказывают» очевидцы — с помощью архивных писем, воспоминаний, фотографий.
Конференция будет проходить с 10 по 14 апреля в канадском Ванкувере. И пока Ольга Юркова не погрузилась в подготовку к выступлению, мы расспросили ее об ожиданиях от события, эволюции проекта StopFake и самих фейках.
«ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЕВРОПЕ И США СЕЙЧАС, МЫ ПРОХОДИЛИ ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД»
— Ольга, то, что вас выбрали стипендиаткой TED Fellows, свидетельствует о важности темы борьбы с фейками на международном уровне. А как вы оцениваете актуальность проблемы в глобальном контексте? Чему мы уже можем научить в этом плане другие страны?
— Украина за эти четыре года стала своеобразным полигоном для испытания российского «информационного оружия». Отработанные на нас методики она применяет в странах Европы, США, что получает все больше подтверждений. В 2016-м словом года, по версии Оксфордского словаря, стала «пост-правда», в 2017-м, по версии британского издательства HarperCollins, которое выпускает толковый словарь английского языка, — «Fake news», то есть «фейковые новости». То, что происходит в Европе и США сейчас, мы видели и проходили еще четыре года назад. Поэтому сейчас мир обратил внимание на украинский опыт. Наши специалисты проводят тренинги и лекции для фактчекеров по всему миру, принимают участие в международных группах, которые разрабатывают новые инструменты борьбы с дезинформацией.
— Вы писали, что нужно было заполнить аппликацию, а затем пройти собеседование. Как проходил этап с общением? В чем его особенность?
— Я общалась онлайн с несколькими представителями TED. Они задавали достаточно неожиданные вопросы, к которым невозможно было подготовиться. Например, о моем детстве или ценностях. В TED неоднократно подчеркивали, что для них крайне важен характер участников. Через полчаса интервью было закончено.
«МЫ ОПРОВЕРГЛИ БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ ФЕЙКОВ»
— StopFake в марте 2018-го исполнится уже четыре года. Как изменился проект за это время? Например, материалы ресурса доступны уже на 11 языках. Что назовете главным достижением?
— Команда увеличилась, но она довольно небольшая. В настоящий момент в ней — 30 участников, включая редакторов 11 языковых версий сайта. Мы проверили свыше десяти тысяч новостей и опровергли свыше тысячи фейков. Это только те, где можно привести четкие доказательства неправдивости. Таким образом, мы собрали на своем сайте своеобразный архив российской пропаганды, который показывает ее огромные масштабы и систему, которая за этим стоит.
Также осуществляем исследования и проводим тренинги для повышения медиаграмотности населения в Украине и за рубежом. Уже обучили свыше десяти тысяч человек. Имеем исследования основных нарративов российской пропаганды. В прошлом году в феврале по заказу StopFake Киевский международный институт социологии провел исследование касательно отношения украинцев к пропаганде и дезинформации в СМИ. Совместно с аналитическими центрами других стран наши эксперты провели исследование распространения прокремлевской дезинформации в интернет-медиа шести стран Центральной и Восточной Европы и разработали рекомендации по противодействию ей.
— Планируете ли создавать украинскую версию StopFake?
— Пока не планируем. Мы исходим из скромных финансовых возможностей и направляем основные усилия туда, где они больше всего нужны. Украинцы, будучи на месте, имеют доступ к большему количеству источников и возможностей проверить информацию. Российская пропаганда по большей части направлена на собственное население, преимущественно русскоязычных жителей оккупированных территорий и населения других стран.
— Как меняются сами фейки, их тема и особенности подачи?
— Раньше фейки были более «грубыми», более откровенными, наподобие известных историй о распятом мальчике в Славянске или «визитке Яроша». Теперь они стали более изысканными, эволюционировали. Нередко их распространяют даже украинские медиа. Например, так случилось с фейком о неутешительном прогнозе для Украины от агентства Fitch (журналисты приняли во внимание только первый абзац пресс-релиза агентства, а дальше в тексте, наоборот, прогнозируется рост украинской экономики. — Авт.). Так происходит потому, что пропагандисты при создании подобных новостей часто используют стереотипы, которые уже существуют в обществе. Фейки ложатся на благодатную почву, и даже журналисты подходят к ним некритически, не всегда должным образом проверяют.
Что касается тематики, то она подстраивается под информационные поводы. Так, в этом году было много фейков, связанных с Евровидением, введением безвизового режима с ЕС, медицинской реформой. Каждое обострение на фронте, напряженные ситуации в политике, экономике, дипломатии сразу «обрастают» фейками.
«TED — ЭТО НЕ О ГОСУДАРСТВЕ, А О ЛЮДЯХ»
— Если вернуться к TED Fellows, то инициативы других стипендиатов в этом году нередко связаны с адаптацией к климатическим изменениям, медициной, можно сказать, что речь идет о достаточно прикладных разработках. По вашему мнению, насколько Украина включена в этот контекст? Какие проекты больше всего заинтересовали вас?
— Меня вдохновляют проекты, связанные с вызовами, которые замечаем мы все. Например, в нашем классе есть тайский архитектор, который проектирует здания с учетом климатических изменений. Или астрофизик, который изучает структуру и динамику галактик и, возможно, приоткрывает завесу над будущим нашей планеты. Предприниматель, который создал прибор для прогноза уровня загрязнения воздуха в реальном времени. Педиатр, который помогает малообеспеченным семьям платить налоги в зале ожидания врача. Врач, который с помощью компьютерного подхода пытается остановить эпидемии Зика и Эбола. Другой врач, который учит человеческий иммунитет быстрее заживлять раны. Я, живя в Киеве, также думаю над тем, как обеспечить летом прохладу в квартире, что сделать, чтобы дышать чистым воздухом и пить чистую воду, меньше потреблять электроэнергии, как найти время на визиты к врачу и на все необходимые бумажные процедуры. Все эти вещи — очень прикладные, но в то же время общие для Таиланда, США, Израиля, Украины и других стран.
Много проектов — о помощи беженцам и переселенцам, жертвам насилия, пострадавшим от войны. Эта проблема для мира становится все актуальнее, и такой же является для нас.
Благодаря интернету, возможности получить онлайн- и офлайн-образование за рубежом все больше украинцев становятся частью этой глобальной истории. Лично знаю людей, которые делают уникальные вещи, которые могут быть не менее интересными на мировом уровне, — без участия государства, на собственной инициативе и энтузиазме. На государственном уровне, к сожалению, мы не включены в этот контекст так, как хотелось бы. Возможно, нам нужно решить слишком много внутренних локальных проблем, чтобы перейти к глобальным. Но TED — это не о государстве, а о людях и их инициативах, которые меняют общество. В Украине таких достаточно. В этом смысле, мне кажется, нам повезло жить в очень интересный период времени. Думаю, стоит не бояться заявлять об этом миру. Надеюсь, мой пример вдохновит больше украинцев в следующем году попробовать стать TED Fellow.