30 апреля Комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики Верховной Рады Украины направил проект Закона «О медиа» на повторное первое чтение.
Как пояснили авторы законопроекта, нынешнее решение о «временном отзыве» документа принято для того, чтобы не отказываться от идеи вообще, а обсудить все предложения, которые поступили, некоторые из них учесть и вынести на рассмотрение комитета, экспертов, журналистов и общественности обновленный и улучшенный вариант.
УСЛЫШАЛИ КАЖДОГО
Напомним, в начале года — 17 января — комитет рекомендовал парламенту принять этот законодательный акт за основу. Новый закон должен стать комплексным документом и заменить несколько законов: о телевидении и радиовещании, печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине, об информационных агентствах, о Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания, о государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов, о порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации. Но теперь эти планы откладываются.
Глава Комитета ВР по гуманитарной и информационной политике Александр Ткаченко отметил: пока Закон о медиа «активно критиковали, обсуждали и «нечаянно» путали с законом о дезинформации — мы продолжали с ним работать». «За последние три месяца мы провели десятки встреч и обсуждений с представителями медиаиндустрии, ведущими ассоциациями, союзами, институтами, представителями международных компаний», — рассказал депутат. По его словам, собран ряд «дельных замечаний и предложений, которые мы хотим учесть еще на первом чтении». «Это те вопросы, которые предполагают концептуальные изменения, уточнения ряда положений законопроекта и которые нельзя осуществить в рамках процедуры подготовки законопроекта ко второму чтению. Например, терминологию», — пояснил депутат в записи в «Фейсбуке».
В свою очередь заместитель председателя профильного комитета также в «Фейсбуке» Евгения Кравчук отметила, что «на 70—80% имеющийся проект находит одобрение у экспертов, остальные — простор для доработки».
Ткаченко, выступая в программе «Бацман», анонсировал, что в новом варианте законопроекта будут учтены предложения участников рынка и международных институтов. В частности на этом этапе вопросы функционирования онлайн-СМИ, скорее всего, не сделают сферой регулирования этого закона. «Мы услышали вас (имеется в виду журналистов) и европейских партнеров и поняли, что это достаточно не изученная сфера, в которой мы не хотим быть первопроходцами. И Роскомнадзор нас не вдохновляет в качестве примера. Мы услышали, сделали выводы и, скорее всего, к регулированию онлайн-медиа вернемся не сегодня и не завтра, а послезавтра», — сказал Ткаченко, обращаясь к ведущей.
«Благодаря диалогу, который мы вели с вами и с Советом Европы, с разными индустриями, мы наработали большой пакет предложений и изменений. Мы договорились с европейскими партнерами, которые, кстати, именно сейчас разрабатывают пакет законов по онлайн-СМИ. Это более тонкая сфера, по сравнению с регулированием традиционных медиа. И в ряде стран уже в определенной степени регулируется. Мы будем работать в унисон и пользоваться их наработками. У меня есть эти новеллы, и в ряде случаев они более радикальны, чем те, которые мы хотели ввести», — рассказал председатель комитета.
ОТДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Напомним, какие новеллы беспокоили экспертов и участников рынка, в законопроекте о медиа — в частности в части, касающейся Интернет-ресурсов.
Действие закона должно распространяться на онлайн-медиа, которые используют доменные имена в доменах. UA или .УКР. Или если они отвечают хотя бы одному из других признаков:
• местонахождение и редакционный контроль на территории Украины;
• сервисы, полностью или преимущественно направлены на территорию или аудиторию Украины или на территории Украины;
• сервисы могут оплачиваться гражданами или юридическими лицами Украины с территории Украины.
К медиа (онлайн-СМИ) должны относиться сайты, имеющие информационный компонент и широкую аудиторию и платный контент — и это не только Интернет-издания, а и телеграмм-каналы, каналы в Вайбере или в других мессенджерах, блогеры.
Для онлайн-медиа, которые распространяют исключительно бесплатный контент, хотели ввести добровольную регистрацию.
Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания должен был регулировать все субъекты в сфере медиа. К его компетенции было отнесено наложение штрафов в случае нарушений или обращения в суд для блокировки сайтов-нарушителей. Блокировать такие сайты были обязаны провайдеры.
Все СМИ — в т.ч. Интернет-издания — должны были ежегодно раскрывать своих собственников и структуру управления.
Теперь, после отправки законопроекта о медиа на доработку и заявлений о необходимости отдельного закона об онлайн-СМИ, очевидно, деятельность подобных информационных ресурсов в Украине будет (если действительно будет) урегулирована отдельным законом.
ТУМАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Можно надеяться, что новый проект медийного закона будет написан в соответствии с европейскими практиками регулирования деятельности онлайн-медиа, а не по российским лекалам с жесткими ограничениями, уголовными преследованиями и попытками создания «суверенного Интернета». Украинского варианта Роскомнадзора ждать не надо — по крайней мере, в этом уверяет Ткаченко. Хочется верить, что не будет у нас и китайского варианта жестких ограничений и цензуры. Все должно быть «по-европейски» — но что такое регулирование новых медиа «как в Европе»?
В Европейском Союзе более-менее определились и создали единые правила игры для т.н. аудио-визуальных услуг, приняв соответствующую Директиву. Действие документа распространяется как на радио — и телевидение, так и на онлайн-платформы, которые распространяют аудиовизуальное содержание. Но тексты в Интернете остаются вне рамок специального урегулирования — хотя действие всех других законов по отношению ко всем типам онлайн-медиа никто, конечно, не отменял.
Специализированный нормативный акт, который касался бы исключительно работы именно Интернет-СМИ любого формата — аудио, видео, тестового — вообще не является распространенным явлением. Впрочем, можно предположить, какими должны быть общие принципы регулирования деятельности Интернет-СМИ по «европейским стандартам». Это
• создание условий для функционирования свободных медиа,
• гарантии независимости для журналистов,
• обеспечение плюрализма мнений.
Кроме того, если будет принято решение о существовании специального регуляторного органа «для Интернета», согласно европейским нормативам он должен быть независимым от власти и политической конъюнктуры.
Но ничего из этих пунктов, очевидно, не ставили перед собой как главную задачу авторы законопроекта о медиа — в том числе и во время написания раздела об онлайн-СМИ. Их задачей — как они сами отмечали — было создание современного и комплексного законодательного поля и создание более-менее контролируемой ситуации непосредственно в сегменте Интернет-изданий, где свободно чувствуют себя и «сливные бачки», и российские пропагандисты.
Удастся ли учесть все замечания и представить новый законопроект, уже исключительно об онлайн-медиа, неизвестно. Более того, нет уверенности, что подобный документ вообще будет разработан и вынесен на рассмотрение Совета. Практически нет ни одной группы «по интересам», которая была бы заинтересована в таком документе — кроме власти, которая никогда не откажется где-то над чем-то усилить контроль. Но очень сомнительно, что в условиях падения популярности правящей партии депутаты от «Слуги народа» пойдут на продвижение априори конфликтной и не очень выигрышной с точки зрения повышения рейтинга законодательной инициативы.