Каждый день на головы жителей Востока выливаются тонны пропагандистского мусора из десятка центральных новостийных российских каналов и сепаратистского ТВ, в частности «Оплот», «Новороссия», «Донецкая республика». Сайты «Новороссия», «Новости Донецкой республики» неутомимо убеждают граждан в зверствах украинской армии. Политику российских оккупантов идеологически обеспечивают газеты «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», сепаратистские «Новороссия» и «Мирный Донбасс». В «Комсомольской правде» экспертами Института демократии им. Филиппа Орлика в январе было зафиксировано, что каждый второй материал — пророссийская пропагандистская джинса (то есть половина контента!), в «Московском комсомольце» таким является каждый третий материал. Стоит подчеркнуть, что в январе 2015 года в г. Донецк значительно изменился информационный ландшафт. Если раньше «Комсомольская правда» была продуктом киевской редакции, то с января 2015 года читатели уже получали продукт московского офиса газеты. Таким образом, последние альтернативные информационные источники, которые доносили информацию о событиях и позиции Украины, были уничтожены.
Донецкие газеты «Донбасс», «Жизнь», «Вечерний Донецк», «Панорама» прекратили печать. «Донецкие новости» — собственность Рината Ахметова, выходят, но печатают, по данным мониторинга СМИ, до 15% скрытой рекламы олигарха. «На страницах еженедельника, который продается и в Киеве, читатель не найдет и намека на осуждение агрессии России, здесь нет скорби по погибшим украинским воинам, в частности и уроженцам Донбасса, здесь не пишут, что гуманитарную помощь оказывает и вся Украина. «Вывод: «донецкие регионалы» ничего так и не поняли. Они привели беду в дом, а вместо покаяния — сплошные манипуляции», — пишет в Facebook Николай Фоменко, бывший житель Макеевки.
То же и в Луганской области. Рупор сепаратистов — сайт «Луганский информационный портал» распространяет циничную ложь. Сознание людей отравляют три печатных издания: «Жизнь Луганска», «ХХI век» и «Экспресс-клуб». На захваченных еще в марте мощностях телеканала «IРТА» агитируют вступать в ополчение, вызывают ненависть к Украине и украинской армии, запугивают несуществующими легионами НАТО.
Всеукраинские издания сюда давно не доходят. О новостях с большой земли можно узнать разве что из интернета. Но в последнее время интернет все чаще не работает: то линию повредят во время обстрелов, то провайдеры отключают по неизвестным причинам, либо же у людей нет средств. Ирина В. переехала в Киев в конце осени. Она с мужем до последнего оставались в Донецке, верили и ждали, что украинская армия их вот-вот освободит. Ирина рассказывает, как просто на ее глазах абсолютно адекватные, интеллигентные люди с высшим образованием изменяли свои взгляды. Еще в начале весны они понимали, что происходит и кто виноват, но за полгода под потоками российской лжи изменили свои взгляды. Сегодня они обвиняют в разжигании войны майдановцев, украинскую власть, Америку — ретранслируют те месседжи, которые навязывает Россия.
С каждым днем циничное и лживое информационное влияние российско-сепаратистской пропаганды усиливается. Террористы создали свое Министерство информационной политики, недавно вышло первый номер новой газеты «Мирный Донбасс» (мирный — какое кощунство!), открываются новые сайты. Сепаратисты и их мессии из краснокаменной прибегают не только к информационной агрессии, но и к психологическим операциям: парад пленных, постановочное избиение украинских солдат жителями Донецка, расстрелы гражданских жителей, чтобы посеять еще больший ужас, панику и раздор среди украинцев, вызывать ненависть к жителям оккупированной Донетчины. Террористическая группировка «ДНР» собирает средства для приобретения ретранслятора для вещания своего телеканала на территорию Украины. В некоторых селах Днепропетровской и Запорожской областей оно уже есть. Жители Донбасса умоляют: если уже не можете обеспечить транслирование украинских каналов, то хотя бы уничтожьте российские! Неужели нельзя найти решение этого вопроса военно-техническим путем? Ведь мы живем в ХХІ веке. Кстати, журналист из Краматорска, Андрей Романенко, утверждает: благодаря тому, что телевышка была выведена из строя через двое суток после оккупации, краматорчане воспринимают ситуацию трезво и лучше понимают, кто спровоцировал войну.
В условиях информационной блокады наиболее достоверную информацию предоставляют «Громадське телебачення Донеччини», донецкие сайты «ОстроВ» и «Новости Донбасса», которые и в мирное время находились в оппозиции к власти. Донецкий пресс-клуб ведет страницу «Свободный Донбасс» в Facebook. Журналисты этих изданий рискуют жизнью, передавая информацию из оккупированных территорий. Редактор единственной в Донецке украиноязычной газеты «Донеччина» Игорь Зоц вынужден был срочно выехать после посещения редакции «ДНРовцами». Он теперь печатает газету в Киеве почти на собственные средства и передает на освобожденные территории, чтобы хоть как-то решить проблему информационного голода. Странно, что никто даже не пытается изучить мировой опыт. Например, телеканал «Белсат» вещал на Беларусь с территории Польши. США имеет большой опыт информационных операций на оккупированных территориях, в частности «Буря в пустыне». Возможно, стоит пригласить иностранных консультантов, если у самих нет идей?
Однако должны констатировать, что за почти год войны украинская власть не сделала ничего, чтобы донести объективную информацию на восточные просторы Украины. Причем, на территориях контролируемых украинской властью, ситуация не лучше. В Славянске, Краматорске, Дзержинске тоже работают российские каналы. В районной газете «Вісті Олександрівщини», которая выходит в Олександровке Донецкой области и финансируется из бюджета, абсолютно не освещается война, обстрелы, убийства гражданских, проблемы переселенцев... Но страницы издания заполнены вечерницами, детскими празниками, господствует засилье джинсы от Натальи Королевской... К величайшему сожалению, такая ситуация не только в этом издании. Некоторые редакторы боятся прихода сепаратистов и поэтому не дают объективную информацию, другие — скрыто поддерживают сепаратистов. А те, которые стремятся давать правдивую информацию, как славянская газета «Вести», константиновская «Провінція», «Краматорська правда», не имеют на это средств и если и выходят, то мизерными тиражами. На оккупированных территориях не распространяют даже листовки, как это делалось во время Второй мировой войны.
Не имеют бесперебойной информации из Украины и наши защитники. О новостях из Украины им сообщают наши журналисты, которые освещают войну, родные по телефону во времена затишья. Некоторые редакции, и здесь прежде всего стоит выделить газету «День», печатают дополнительный тираж для военных на Востоке, передают газету на фронт. Но этого, конечно, недостаточно. И не должно ли такие инициативы поддерживать государство?
Вообще вопросами информационной политики у нас занимаются СНБО, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, Госкомтелерадио, Министерство обороны, СБУ, создали еще и Министерство информации, но ни одна из этих структур практически ничего не сделала, чтобы наши граждане на оккупированных территориях, по крайней мере понимали, что происходит в стране и кто их убивает.
КОММЕНТАРИЙ
«УЖЕ 1 МАРТА ДОНЕЦКАЯ ОГТРК ДОЛЖНА ВОЗОБНОВИТЬ ВЕЩАНИЕ»
Олег НАЛИВАЙКО, председатель Госкомтелерадио:
— Донецкий филиал Концерна РРТ имеет в своем составе 9 радиотрансляционных передаточных станций (РТПС), расположенных в городах Донецк, Артемовск, Докучаевск, Константиновка, Краматорск, Красноармейск, Мариуполь, Торез, Светлодарское.
На сегодняшний день под контролем террористов остается РТПС в Донецке (радиус действия 70 км), на которой отключены все украинские телеканалы и некоторые радиостанции. Вместо них транслируются российские и местные каналы («Новороссия» и некоторые другие), которые не соблюдают требования действующего законодательства Украины.
Города Донецк, Горловка, Енакиево, Макеевка, Шахтерск, Харцызск, Красноармейск, Докучаевск, Волноваха, Дебальцево, Торез, Снежное и некоторые другие населенные пункты попадают в зону уверенного принятия сигналов от Донецкой РТПС.
Остальные из перечисленных выше РТПС (кроме РТПС в г. Торез, которая была повреждена во время боевых действий) работают в штатном режиме, распространяя сигналы украинских каналов. Однако радиус действия передаточных средств этих станций меньше, чем средств, расположенных в Донецкой РТПС.
После освобождения от террористов городов Артемовск и Константиновка Концерн РРТ 06.07.2014 возобновил трансляцию всех украинских телерадиоканалов в этих городах.
В г. Краматорске во время боевых действий 01.07.2014 на РТПС была разрушена башня высотой 220 м, поврежена ЛЭП 10 кВ длиной 2 км, уничтожено или повреждено телерадиовещательное оборудование, значительно разрушено техническое здание. После освобождения от террористов г. Славянска работники Донецкого филиала Концерна РРТ смогли начать ремонтные работы и 15.07.2014 возобновили вещание некоторых теле- и радиоканалов по временной схеме. Так, на данное время в Краматорске и Славянском районе транслируются в эфире 7 отечественных телепрограмм и 4 радиостанции, в том числе «Первый Национальный» и УР-1.
Концерном РРТ, 30.07.2014 была увеличена мощность передатчиков, которые транслируют телеканалы «Первый Национальный» и «5» на севере Донецкой области, а также установлено дополнительное передаточное оборудование на юге области. Благодаря этому упомянутые программы можно принимать сейчас в эфирном пространстве Донецка.
На сегодняшний день Госкомтелерадио осуществляет меры по возобновлению вещания Донецкой ОГТРК из города Краматорса. В декабре 2014 года была утверждена и зарегистрирована новая редакция Устава Донецкой ОГТРК с новым адресом места нахождения организации: пл. Ленина, 2, г. Краматорск, Донецкая обл. Уже 1 марта 2015 года Донецка ОГТРК должна возобновить вещание.
Спутниковыми каналами на востоке транслируются международные версии украинских телевизионных вещателей «Первый Ukraine», «1+1 International», «Интер+», «Черноморская ТРК» и многие другие.
Вполне соглашаюсь с тем, что нужно улучшать защиту телерадиоинформационного пространства Украины от информационной агрессии России. Однако решения относительно защиты телебашен или, наоборот, их минирования относятся к компетенции соответствующих силовых структур. Единственное, на что хочу обратить Ваше внимание. Восстановление или строительство телебашен в случае их разрушения будут требовать больших капиталовложений после освобождения нашей земли от агрессоров.
В конце хочу поблагодарить «День» за небезразличное отношение к проблеме распространения украинских телеканалов на временно оккупированных территориях Донбасса.
Подготовила Анна СВЕНТАХ, «День»