Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«А в нашем дворе...»

О появлении одной фотографии и социальных функциях фотоискусства
26 октября, 2012 - 12:53
РАБОТЕ «А У НАС ВО ДВОРЕ...», СТАВШЕЙ УЧАСТНИЦЕЙ ФОТОВЫСТАВКИ «Дня-2012» И ПОЛУЧИВШЕЙ ПРИЗ ОТ БРИТАНСКОГО СОВЕТА, ПРЕДШЕСТВОВАЛА СЕРИЯ СНИМКОВ. ТАКОЙ ДОНЕТЧАНКА МАРИЯ УВИДЕЛА ЖИЗНЬ СЕМЬИ, ПРОЖИВАЮЩЕЙ НА ЕРУСАЛИМКЕ — ЭТО СТАРЫЙ РАЙОН ВИННИЦЫ / ФОТО МАРИИ СУРЖЕНКО МАРИЯ СУРЖЕНКО ФОТО МАРИИ СУРЖЕНКО

Почувствовать, а, следовательно, по В. Дильтею, и постичь дух уходящей эпохи; выхватить из течения времени и зафиксировать на пленке ее неповторимый образ — является одним из двух самых больших социальных задач фотографии (что бы об этом ни говорили апологеты «l’Art pour l’Art») в эпоху глобализации.

Размывая грани между обществами, настоящее унифицирует жизнь по менее всего причудливым канонам и просто на наших глазах растворяет в море однообразия самобытные культуры — уникальные миры со своеобразным порядком, присущим лишь им укладом и жизненными ритмами. Подобно тому, как завезенные из Европы виды животных необратимо изменили окружающую среду на о. Маврикий и привели к исчезновению птицы додо, который стал грустным символом невосстанавимости в природе, стихия глобализации подрывает локальные культуры, неизбежно разрушает их целостную атмосферу и превращает в археологические слои, интересные разве что отдельным ученым.

«Некоторые люди умеют почувствовать дождь. Остальные просто становятся мокрыми», — метафорически описал сон чувств, характерный для большинства обывателей, Б. Марли. Индифферентное отношение украинцев к национально-культурному наследию (вспомним бои за сохранение памятников Киева) является красноречивым свидетельством отсутствия ответственности и исторической памяти. Впрочем, в первую очередь — неразвитости эстетического чувства, только на почве которого и возможно постижение непреходящих ценностей — а, следовательно, и самой жизни. Собственно, пробуждение и воспитание чувствительности к ее разнообразным, ярким и живым проявлениям и является второй социальной задачей художника — человека, который умеет замечать прекрасное. Мария Сурженко — начинающий фотограф из Донецка, которая приняла участие в нынешнем фотоконкурсе «Дня» в категории «Мир глазами детей», — несомненно, имеет этот дар.

Работа молодой представительницы Донецка «А в нашем дворе...», награжденная на последнем фотоконкурсе газеты «День» призом от Британского Совета, погружает нас в неторопливую и уютную атмосферу Иерусалимки — старого района в Виннице, основанного в конце ХVIII в. и заселенного еврейскими бедняками. Бродя старинными улочками, выполненными в знаменитом стиле еврейского городского барокко, автор открывает маленький мирок, который поражает своей искренностью и непритворностью. Она находит и чеканит на пленке жизнь-здесь-и-теперь. В котором маленькая девочка, подбрасывая мячик в небо, сосредоточивается на том, чтобы обязательно его поймать, потому что для нее эта Игра является чем-то ощутимо больше игры. В котором маленький мальчик, прячась за дверью от объектива, открывает для себя соотнесенность с Другим — и таким образом открывает себя. В котором (за пределами выхваченного у вечности кадра) разворачивается прекрасная история семейного счастья, где есть папа и мама, общая работа и радость Игры. Радость Жизни.

— Фотография сделана в Виннице в августе этого года, — рассказывает Маша. — Я принимала участие в фестивале (аудиовизуальных искусств. — С.С.) «Хрустальные источники». Фестиваль закончился, все разъехались по домам, но у нас, донецких участников, поезд был только вечером, поэтому нужно было чем-то заняться. Мы решили побродить по Виннице и поехать в еврейский квартальчик. Нам, правда, говорили туда не ехать, мол, там нет ничего интересного, но они были неправы.

— А откуда возникла эта идея?

— Это была моя идея (улыбается). У нас была экскурсия на автобусе, и когда мы проезжали в том районе, мне понравилось. Потом мне разрешили составить маршрут, поэтому мы пошли именно туда. Там очень разбитые улочки, старые-старые дома. Красиво. В этом был свой какой-то шарм. Свой дух и своя атмосфера. Эти домики с историей, с какой-то душой. Они словно антиподы современной пластиковой моды, абсолютно одинаковой и лишенной вкуса. Мы там долго ходили и натолкнулись на домик, которого нет в Донецке. На крыльце сидел папочка с маленькой девочкой. Они чистили морковь. А рядом бегал малыш. Мы сразу хотели сфотографировать его, но он убегал от нас. Однако это было даже и лучше, потому что он выглядывал из-за дверей, смеялся. Потом папа с дочкой дочистили свою морковь, папа забрал все это дело, а девочка взяла мячик и начала с ним играть. Между тем малыш все так же убегал от нас. Впоследствии на двор вышла и мама. Очень классно, что папа разрешил нам делать съемку, потому что обычно родители запрещают фотографировать детей. А эти оказались очень хорошими.

Сергей СТУКАНОВ, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ