Правило Летней школы журналистики «Дня» — дать возможность познакомиться не только с особенностями работы редакции газеты, но и других СМИ, в частности ТВ. Так, в прошлом году наши студенты провели двухчасовую экскурсию на канале «112 Украина», а в этом — в столичном офисе ZIK. Каналы любезно приглашают слушателей и показывают все закулисье работы на ТВ: монтажные, гримерные, современные студии-трансформеры, откровенно говорят о реальных особенностях и темпах работы тележурналистов, потому что знают — уровень профессиональной и интеллектуальной подготовки в ЛШЖ позволяет нашим выпускникам легко адаптироваться к работе в любом медиа, в частности на телевидении. Собственно, на ZIK уже работают несколько наших выпускников, а опытный пиар-директор канала Надежда Тысячная — тоже воспитанница школы «Дня», до работы на ТВ много лет работала в нашей газете. Поэтому атмосфера во время экскурсии была искренней и непринужденной. А изюминкой похода стал разговор с Татьяной Даниленко, во время которого студенты провели интересный журналистский эксперимент, — посадили ее в кресло собственного ток-шоу «FACE 2 FACE»... в качестве гостя и буквально набросились на нее с самыми разнообразными вопросами. Глубина и уровень вопросов студентов поразил ведущую, и в конце встречи она призналась: «Если бы наш разговор происходил в прямом эфире, я не уверена, что согласилась бы на эфир своей программы «FACE 2 FACE» в качестве гостя». В интервью — самые интересные экстракты разговора с Татьяной ДАНИЛЕНКО.
— Татьяна, вы проработали на «5 канале» 13 лет, и вот уже 5 месяцев, как ведущая на ZIK. Каково отличие в их работе? И довольны ли вы и руководство канала стартом проекта «Face 2 Face» — реакцией зрителей, рейтингами?
— Я не слежу фанатично за рейтингами. В нише информационных каналов сейчас нереальная конкуренция, потому те рейтинги, которые еще два года назад считались очень плохими, сейчас являются хорошими. Ведь только 6% людей смотрят информационные каналы, и за эти 6% борются аж семь телеканалов. Это и ZIK, и «5 канал», и «112 Украина» NewsOne и другие. Эта конкуренция вместе с тем имеет специфический характер, потому что каналы — бедные, и богатыми быть не могут. Их уровень свободы определяется тем, готов владелец инвестировать в свободный канал или нет.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Что касается «5 канала», то это, как известно, вещатель Президента Украины Петра Порошенко. Соответственно, те люди, которые приходят на интервью или ток-шоу, — приходят не к журналисту, а... на президентский канал. Они рассчитывают на то, что если Президент лично не увидит сюжет, то кто-то из его окружения самое важное расскажет. Есть такое понятие — передача сигналов, и эти сигналы часто передают именно через «5 канал». Это очень удобная площадка, которая всегда обеспечивается высокого уровня гостями, независимо от того, какое у тебя охватывание аудитории и какие у тебя рейтинги.
ZIK — МАРГИНАЛЬНЫЙ КАНАЛ, В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ
— Люди, которые приходят на ZIK, приходят к журналисту лично, а не на канал. Ведь он пока имеет маленькую аудиторию. Это канал, от которого непонятно чего ожидать; это канал, в хорошем смысле маргинальный, непредсказуемый. Поэтому работа на ZIK — принципиально другая. Интервью на ZIK всегда острые, и тормозов гораздо меньше, чем на «5 канале». Журналист не несет подсознательно на себе «крест» президентского канала, где он не может переступить какие-то рамки.
Что же касается ZIK, то здесь работает немало людей с именем, которые вещали на достаточно большие аудитории, но сознательно выбрали этот канал как площадку, где есть свобода. Выбрали путь позитивной, в моем понимании, маргинализации, отказавшись от больших каналов и больших зарплат.
— Телеканал ZІК на этой неделе заявил, что стал доступен для просмотра и в Луганске и Донецке. Расскажите, как вам это удалось? Насколько важно распространять украинское вещание на оккупированных территориях?
— ZIK — это канал с определенной историей, это региональный западноукраинский вещатель, который стал национальным. Расширение вещания на всю территорию Украины — это, безусловно, важный шаг на пути к тому, чтобы стать общенациональным каналом, охватить большую аудиторию. Что касается вещания на оккупированной территории и в целом на Донбассе — это, на мой взгляд, для каждого канала самый важный вызов, так как с началом войны возникли две проблемы: люди на оккупированных территориях оказались в информационных блокаде, а с другой стороны — для всех журналистов появился вопрос самоцензуры. Медиа вещают к аудитории так, словно она гомогенная проукраинская аудитория, а в действительности Украина больше, есть больше точек зрения, есть люди, которые много лет провели в другой ментальной среде, и с ними тоже нужно учиться говорить. Для ZIK — западноукраинского телеканала — это очень большой вызов, я бы сказала, что это сверхзадача — вещать на всю Украину и в правильной тональности.
Телеканалы — это тоже один из способов коммуникации людей на Западе и на Востоке. Поскольку мы как государство ставим перед собой задачу вернуть территории Крыма, Восточной Украины, то мы должны безусловно с этими людьми говорить так, чтобы аудитория Западной Украины от нас не отвернулась, а аудитория Восточной Украины поверила нам.
«ЭПОХА МЕГАЗВЕЗД НА ТВ ЗАКОНЧИЛАСЬ»
— Пани Татьяна, на ваш взгляд, в каком состоянии сейчас отечественная телевизионная журналистика? Подросло ли молодое талантливое поколение?
— Начну с рыночных условий, в которых существуют медиа. СМИ «питаются» деньгами из рекламы. На плохенький рекламный пирог, который за последние годы не вырос, а просел, претендует все большее количество СМИ. Ими владеют уже не только олигархи, но и средней руки политики, бизнесмены и другие дельцы. Но высокая конкуренция в нашем случае не является соревнованием, в котором побеждает самый честный. Побеждает самый быстрый, с наименьшими моральными тормозами и тот, кто умеет хорошо себя продавать. Не идеализирую отнюдь застойные времена позднего Кучмы, в которые я начинала работать журналисткой, но тогда в новостях приличных каналов не могло быть сообщений без противоположной точки зрения, бездоказательных вещей. Были манипуляции, ложь, «темники» в конце концов, но, по крайней мере, формально существовали определенные правила. По моим наблюдениям, сейчас медиа гораздо меньше заботятся о таких пустяках, как правила. Доверие к журналистике в силу целого клубка причин падает. В то же время информации вокруг все больше и больше. Это период новых вызовов, который нужно пережить. Что же касается лиц, то они активно меняются. Правда, в основном мы их не идентифицируем. Золотые времена легендарных лиц — далеко позади. Некоторые медиаменеджеры извлекают из нафталина тех, кого мы знали и любили 15 лет назад, но это не работает. Скорее всего, эпоха мегазвезд закончилась.
О ФЕНОМЕНЕ «МАЛЕНЬКИХ УКРАИНСКИХ ТРАМПОВ»
— В последнее время немало «оппозиционных» политиков создают себе медийные площадки, в частности овладевая ремеслом телеведущего. Можем вспомнить Анну Герман на NewsOne, Михеила Саакашвили на ZIK, также на «112 Украина» есть программа Надежды Савченко... Это какая-то новая политтехнология или просто желание быть услышанными, как вы считаете?
— Рейтинги Вадима Рабиновича — а это сейчас самая рейтинговая политическая передача Украины — безусловно, симптом. Скорее всего, симптом того, что зрителю все же недостает ярких персон, которые бы с экрана разжевывали действительность. Холодная беспристрастная подача информации не удовлетворяет их эмоциональные и интеллектуальные потребности. С другой стороны, имеет место эффект Дональда Трампа. Многие украинские политики почувствовали надежду, что можно выстрелить, не выстраивая политическую карьеру десятками лет. У них ошибочное ощущение, что Трамп всего достиг только агрессивным пиаром и что каждый из них — «маленький Трамп». С моей точки зрения, все это — скрытая реклама, независимо от формы.
«РЫНОК РЕКЛАМЫ НЕ СОЗДАЕТ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЧЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ»
— Какой, на ваш взгляд, должна быть журналистика во время войны? Кстати, генеральный директор ZIK Игорь Туркевич в интервью «Дню» как-то сказал: «Журналист либо поддерживает Украину, либо выступает против нее — какие еще могут быть позиции?». Вы это мнение разделяете?
— Мы очень много говорили на эту тему с Сергеем Каразием, руководителем «Ройтерс» в Украине, который с 1991 года снимал все горячие точки в мире, является профессиональным военным журналистом. Он рассказывал, что поехав в Луганск в 2014 году, много снимал, но на каком-то этапе понял, что хочет стрелять в сепаратистов. В тот момент он решил, что в Украине ему следует перестать работать, потому что он заангажирован.
Однозначно, нам не нужно пропагандой отвечать на российскую пропаганду, это неправильно. В конце концов, мы понимаем, какие пропагандистские силы задействованы с той стороны — это целая индустрия, в которую закачаны миллиарды. Мы с этим не можем не тягаться. Можем побеждать, только завоевав доверие собственных граждан и мира, то есть если будем честными.
— Пани Татьяна, при каких условиях телевидение станет полноценным медиабизнесом, а не остается сферой влияния политических интересов?
— Здесь ответ очень простой и очень неприятный. У Украины сейчас объективно рекламных ресурсов на содержание 20—30 существующих телеканалов, к сожалению, просто нет. Если у нас будет, грубо говоря, пять телеканалов, они смогут конкурировать за те деньги, на которые может прожить медиа. Тогда следует в теории говорить о независимости ТВ. Но, опять же, в теории. При таком сценарии владельцев этих СМИ власти будет еще проще приручить, запугать, подвесить. Пока не произойдут глобальные перемены в стране — медиа будут жить в «порочном» круге.
Летняя школа журналистики действует при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине.