Среди ряда ретроспективных показов на фестивале документального кино «Docudays UA» — ленты известного документалиста Сергея Буковского. Украинскому телевизионному зрителю режиссер известен, в частности, как автор девятисерийного документального сериала «Война. Украинский счет», посвященного Второй мировой войне. В 2003 году этот фильм демонстрировал в своем эфире канал «1+1», который, собственно, и заказал режиссеру производство картины. Это были еще те, «роднянские» «плюсы». Тогда в интервью изданию «Кинотеатр» Сергей Буковский говорил: «Мы сошлись с паном Роднянским в том, что об Украине во Второй мировой войне нужно сегодня говорить. Тем более, что разные европейские телекомпании (Би-Би-Си, например) такие фильмы выпускают, и именно о нас. А мы за последние 10 лет ничего подобного не сделали. По моему мнению, — хоть я не истина в последней инстанции, — так много еще нужно рассказать!»
Кстати, показ этой ленты сегодня, накануне 65-летия со Дня победы, пока в Москве развешивают портреты Сталина, снова был бы актуальным. Но сейчас — не об этом, а о том, как много еще нужно рассказать и о том, почему до сих пор почти ничего не рассказано.
Не так уж сложно представить себе, что тема украинского телевидения на фоне подобных фестивалей и такого кино выглядит почти беспомощно. Это просто разные миры. Тем не менее, Сергей Буковский в общении с аудиторией в прошлое воскресенье эту тему затронул. И тогда состояние дел на телевидении и в нашем обществе показалось еще более жалким.
Об этом свидетельствует, как говорят, история из жизни Сергея Буковского.
Один из нынешних молодых телеменеджеров одного из общенациональных украинских телеканалов, посмотрев короткометражку режиссера «Завтра праздник», отреагировал на нее буквально так: «Я ничего не понял...». Заметим, что короткометражка, о которой идет речь, была снята в 1987 году. Она — о существовании человека в рамках системы. «Я ничего не понял» из уст тех, кто сегодня решает, что выпускать в эфир, а что — нет, может означать неспособность воспринимать режиссерскую эстетику или, что еще хуже — непонимание темы. Вот вам и уровень украинского медиа-менеджемента — и эстетический, и, так сказать, мировоззренческий.
Не зря, высказываясь об уровне нашего «телевидения», кобзарь, а отныне и радиоведущий «Культуры» Тарас Компаниченко, обращается почти к философии и вспоминает притчу Аристотеля, «когда проститутка встретила философа и сказала: «Посмотри, за мной идут толпы, а за тобой — единицы». Аристотель ей на это ответил, мол, я иду вверх, а это трудно, зато идти вниз всегда легче. Уровень телевидения продиктован ситуацией в обществе, которое фактически уничтожено, — продолжает Тарас. — Они строят общество не индивидуальностей, а олигархов и плебеев. Поэтому все то, что ведет кверху, что рассчитано на воспитание индивидуального — никому не нужно».
А пока «те, кто не понял», направляют нас в сторону, противоположную аристотелевской, Сергей Буковский вместе с Валерием Балаяном и Викторией Бондарь снимают почти глобальное документальное кино — об изменениях в пределах восточноевропейского пространства с 1975 по 1991 годы на всех возможных уровнях — начиная от государственного, заканчивая индивидуальным, то есть, о каждом из нас. И для кого бы вы думали? Нет, не для нас, совков, а для европейского канала «Арте», который, собственно, и заказал режиссеру это многосерийное документальное исследование.
Нечего говорить о том, что, в первую очередь, такое кино и такие режиссеры нужны украинскому обществу. «Так много еще нужно рассказать!» — говорил Сергей Буковский в 2003-м. А теперь нужно рассказать еще больше! Хотя, конечно — и это признает режиссер — такое кино обречено на существование только в пределах общественного вещания.
Итак, «День» обратился к новому руководству НТКУ, которая, как известно, и является общественным вещанием, правда, в зародышевом состоянии. Почему такое кино украинские документалисты снимают не для украинских телеканалов? — спросили мы у Егора Бенкендорфа, генерального директора НТКУ.
— На мой взгляд, нет трагедии в том, что, соглашусь с вами, гениальный режиссер Сергей Буковский снимает фильм для французского канала. Гений, на мой взгляд, находится вне границ и вне времени. У господина Буковского, насколько я знаю, это уже не первый международный проект. Мы все помним его проект «Назови свое имя по буквам», этот фильм был великолепен, — передает пресс-служба Первого Национального слова генерального директора канала. — Но, тем не менее, есть много проектов, которые он снял в Украине. Я рад, что наши режиссеры — и не только режиссеры, вообще люди искусства — вышли на международный и, не побоюсь этого слова, мировой уровень. Что касается украинской документалистики в целом — я вижу развитие и довольно бурное развитие ее на всех украинских каналах. И хочу особо отметить, что количество уже переходит в качество... Подобные проекты будут на НТКУ. Под словом «подобные проекты» я имею ввиду не создание клона проекта Сергея Буковского — это просто глупо. Я имею ввиду документалистику как жанр и формат. У нас есть стратегическое и программное видение подобных проектов. У нас есть силы и возможности для создания таких проектов. У нас есть место в перспективной сетке для этих программ. Мы будем делать фильмы и исторические, и о современной Украине и, как отдельное направление, научпоп.
Как будет создавать новый глава НТКУ «хорошее, разностороннее телевидение» «с приоритетом национальных интересов»? (Об этом он заявил в одном из своих интервью).
Подсказка: в прошлое воскресенье Сергей Буковский признался, что хотел бы снять документальный фильм о Лине Костенко.