Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«В стране «психов» мы заполняем историю болезни»

Тележурналист Азад САФАРОВ: Отсутствие реакции на журналистские расследования — признак незрелого общества
12 января, 2012 - 20:23
АЗАД САФАРОВ

Корреспондент «5 канала» Азад Сафаров — победитель первого ежегодного конкурса журналистских расследований для молодых журналистов, который Посольство США в Украине проводит совместно с интернет-изданием «Украинская правда». Опередив 66 других конкурсантов благодаря своему циклу работ под общим названием «Страна «психов»?», Азад получил возможность осуществить короткое путешествие в Вашингтон, Филадельфию и Нью-Йорк.

— В апреле 2011-го правозащитница Татьяна Макарова рассказала мне о том, что творилось в психоневрологических интернатах Одесщины, — рассказывает «Дню» о предпосылках появления «Страны «психов»?» Азад Сафаров. — Воспитанников этих заведений били, истязали до смерти, кормили препаратами, после потребления которых у людей атрофировались воля и способность мыслить. В Новосавицком и Великорыбальском интернатах ежегодно умирали, в том числе от побоев, двадцать из двух сотен воспитанников. За какие-то две сотни метров от великорыбальського заведения мы увидели большую братскую могилу в виде траншеи. Когда воспитанник умирал от побоев, его бросали в эту траншею, закапывали, а в справке о причине смерти писали: «сердечный приступ». Или же не писали ничего. Директор, которая прибежала посмотреть, кто это общается с ее воспитанниками, сказала, что на двухсот «психов» двадцать смертей за год — это в действительности немного. Большего цинизма я не слышал.

После того как в Новосавицком интернате санитары избили до смерти, а затем стали поспешно прятать воспитанника Юру Вовченко, его товарищ Андрей Баранов позвонил по телефону Татьяне Макаровой. Правозащитники и общественные деятели приехали в Новосавицкое, попросили воспитанников откопать тело Юрия. Оно все было синим от издевательств. Видео правозащитников я использовал в своем сюжете, — продолжает Азад. — И руководство заведения после появления в эфире «Страны «психов»?» отделалось легким испугом. Директора интерната уволили, а врача осудили до четырех лет лишения свободы... условно! Ни один из пяти санитаров, которые истязали парня, прикрывая ему рот подушкой, чтобы тот не кричал, не были привлечены к ответственности. Крайними после выхода журналистского расследования сделали... воспитанников: мол, психи подрались, что с них возьмешь?

В день нашего разговора появилось сообщение, что в мировом рейтинге демократических стран журнала The Economist Украина в течение 2011 года опустилась на все двенадцать позиций — с 67-го места на 79-е (со 167-го), превратившись из государства с проблемной демократией в страну с демократией гибридной, в которой свободы учитываются лишь частично.

— В тоталитарные времена инакомыслящих отправляли в психбольницы, чтобы другим гражданам их рассуждения выдать за болезненный бред. Вы писали, что, сколько бы ни жаловались воспитанники психоневрологических интернатов, их слова также будут всегда считаться психическим бредом. Почему Украина после, казалось бы, триумфа демократии в 2004-м не изменила порядок вещей, характерный для тоталитарного режима?

— Возможно, оказалось недостаточно одной оранжевой революции, и нас ожидает другой, не менее масштабный протест, с помощью которого мы, наконец, начнем преодолевать постсоветские синдромы.

— В «Стране «психов»?» читаю: «До галоперидолу санітари вдаються у разі навіть найменшого спротиву вихованців». Передозировка может привести к так называемой коме. Государство так стремительно скатывается в рейтинге свобод, что, кажется, еще немного — и в коматозном состоянии окажется все общество.

— Этот «галоперидол», по моему мнению, будет называться очень просто: свобода в обмен на кусок хлеба. Чтобы он подействовал, нужно довести граждан страны до полного обнищания, что в настоящий момент власть и делает. После того как голодному человеку дадут кусок хлеба, ему скажут: «Будешь молчать — накормим еще раз». Конечно, человек больше будет бояться голодной смерти, чем отсутствия свобод.

— Прямо-таки, как в «Великом инквизиторе» Федора Достоевского: «Закончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим и скажут: лучше сделайте нас рабами, но накормите». Вам не кажется, что большинство украинских масс-медиа — это тоже в своем роде большая психотропная пилюля, парализующая волю?

— Если рассматривать СМИ сквозь призму хвалебных од власть имущим, то это, скорее, алкоголь, потому что после них, как и после употребления спиртного, власть теряет ощущение реальности. «День», «5 канал», ТВі — это пилюли, чтобы протрезвить власть. А еще качественные медиа — это словно врач, который пишет историю болезни. Делать это нужно объективно и беспристрастно. Поэтому я на месте власти поблагодарил бы ТВі, «День», «5 канал» за то, что они не приукрашивают и не очерняют действительность.

— Между страной «психов» и современной Украиной есть параллели?

— Мы — страна пассивных психов-избирателей. Пассивных, потому что не реагируем на притеснения наших прав и свобод. Психов-избирателей из нас сделали те, кого мы привели к власти в надежде, что они станут врачами общества. Зато власть за наши же деньги нанимает «санитаров» — силовые структуры — и вместе с «санитарами» над нами же и издевается. Это какая-то черная комедия под названием «Украина: от выборов к выборам», состоящая из множества серий.

— СМИ пишут историю болезни, но лечат ли? То есть многих ли чиновников остановят журналистские расследования?

— Из власть имущих — никого. К общественному осуждению им нет дела — они боятся только реакции начальства. Чиновники наивысшего уровня — Президент, глава Кабмина и вице-премьеры — будут делать гримасу: «А что о нас скажет Запад?». Запад при посредничестве своих институций — Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка и тому подобное — осуществляет (или же не осуществляет) в Украину финансовые вливания. Конечно, если нет вливаний, то нет возможности и себе прихватить немного. Плюс первым лицам государства не хочется, нажив еще худшую «славу», стать в Европе изгнанниками. Именно поэтому я пытаюсь разместить хотя бы часть своих работ на зарубежных медиаресурсах. Отсутствие надлежащей реакции на журналистские расследования (а они в Украине есть — у Лещенко, Найема, Гнапа, Татьяны Чорновил) — признак незрелого общества. Украинское общество демонстрирует этот признак в полной мере.

— Как выдать на-гора журналистское расследование, не нарушив ни одной законодательной и моральной (насколько моральной является съемка скрытой камерой?) норм?

— Если информация, добытая в результате съемки скрытой камерой, является общественно важной, то это морально! СМИ фиксируют историю болезни общества, и скрытая камера — это словно диагностический аппарат. И кто там, кстати, говорит об аморальности? Сотрудник спецслужбы, который прослушивает журналистов? Милиционер, который ударил женщину под Печерским судом? Чиновник? Депутат? Публичность, общественное осуждение — это наименьший налог на те материальные выгоды, которые дает кресло, должность.

— Работа в этом жанре хотя и дает возможность обратить внимание читателя, зрителя на творческое «Я» автора, но все-таки сопровождается определенными рисками.

— Журналистское расследование — это не храбрость и, по моему мнению, даже не вопрос гражданской позиции, а профессиональный долг. Он заключается в снижении градуса общественного пессимизма: если в этой стране правда нужна хотя бы журналистам, значит, общество еще не скатилось окончательно к тоталитаризму. Градус общественного пессимизма снижают коллективы нескольких качественных изданий и каналов, а это уже немало. Я бы охотно занимался журналистикой в Украине без коррупции, в которой самыми резонансными материалами были бы публикации об обращении с животными. Готов пожертвовать возможностью работать в экстремальных условиях, любыми отличиями, шумом вокруг моего имени при условии, если в Украине не будет преступлений, описанных в «Стране «психов»?».

Игорь ЧУБ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ