...Когда национальный характер остро нуждается в лечении, когда общество в кризисе, деформирована, сломана и подвергнута мутациям система ценностей — ясно, что здесь необходимы вполне конкретные действия. И длительные, системные, рассчитанные на годы и годы — «кавалерийские атаки» здесь неуместны и бесперспективны. Здесь лучший путь — реставрация, воссоздание. Непрочитанных когда-то книг, а еще это, может, даже важнее) — примеров жизни людей-подвижников, личностей, обозначенных правдивой духовной высотой мыслей и поступков, очень нужной сейчас способностью называть вещи своими именами, а кроме того — сильной, несокрушимой верой в то, что поставленная цель будет достигнута.
Именно таким был Евген Степанович Грицяк (09.08.1926—14.05.2017), день рождения которого отмечают те украинцы, которые имеют, хотя бы в общих чертах, представление о том, что сделал и кем был для Украины этот человек. (А таких украинцев — в десятки, сотни раз меньше, чем должно бы быть. «День», который открыл для страны Евгена Степановича, — это действительно так — и в дальнейшем будет прилагать все усилия, чтобы увеличить число действенных почитателей пана Грицяка). Настоящая, не напускная скромность, соединенная с удивительным чувством внутреннего достоинства, — таким был Евгений Степанович.
Именно он стал духовной и организационной «движущей силой» легендарного Норильского восстания заключенных ГУЛАГа, заточенных за Полярным кругом (1953 год). Прибавим, что украинцы составляли большинство восставших — и одним из первых среди тех, кто повел их за собой, был совсем тогда молодой Евген Грицяк.
И люди, мотивированные прежде всего чувством человеческого и национального достоинства, стремлением к свободе, — бросили вызов вооруженной до зубов охране, внутренним войскам, даже регулярной армии — и победили их. Именно это выступление (нарядку с Кенгирским восстанием) «добило» систему ГУЛАГа. Знают ли об этом наши школьники? Знают ли украинцы об органическом гуманизме Евгена Грицяка, который, по воспоминаниям участников боев с НКВД-стами, настойчиво повторял: «Победа не в том, чтобы принять героическую смерть, а в том, чтобы выжить ради будущего». Конечно, были сотни павших, однако пан Евген стремился свести их количество к минимума.
Судьба подарила этому действительно необычному человеку долгую жизнь — больше 90 лет. Он не хотел славы (потому что знал индийскую философию, произведения Ганди, Тагора, Йогананди, в совершенстве изучил систему йоги, за что в родном селе его называли Целителем) — но в его идеях, духовности и доброте нуждаемся мы.
В последние годы жизни его виденье политической ситуации было, как и раньше, удивительно острым и глубоким. Вот примеры. Интервью «Дню», 2010 год: «Избрание Януковича Президентом — это второй Переяслав!» (далеко не все на тот момент понимали это). «День» 2014—2015 годы: «Судьба Европы решается в Украине. Московская агрессия — это не временное дело, а давно обдуманная и спланированная операция. Мне кажется, что Кремль идет на разваязывание глобальной войны. Это не закончится Украиной. Сегодня Россия продуцирует абсолютный фашизм». И еще — очень важная мысль: «В Украине за всю ее историю патриотов было много. А вот хороших политиков — нет. Украинская политика у меня ассоциируется с героями картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Это — неумелая политика».
Главный редактор «Дня» Лариса Ившина вполне правильно написала в «Фейсбуке» после смерти Евгена Степановича в 2017 году: «Оценить таких гигантов, которым был Евген Грицяк, может далеко не каждый. Необходимо время и усилия. Его должны были бы знать миллионы. Обокрали сами себя». Что ж, тем более нужно лечить общество от болезни беспамятства, снимать фильмы, читать книги об этом незабываемом человеке (знаем: их будут больше).