Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Велосипед и кино

Львовские общественные организации объединились, чтобы организовать Rover Film Festival. Это — попытка аккумулировать энергию сторонников велодвижения со всей страны
12 августа, 2013 - 18:48
В КИЕВЕ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ МОГУТ СВОБОДНО ЕЗДИТЬ, В ОСНОВНОМ, ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ, КОГДА ПЕРЕКРЫВАЮТ ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
ОЛЬГА РАЙТЕР
СЕМЕЙНЫЙ ТАНДЕМ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Помню, когда я была еще маленькой, где-то в середине девяностых, папа постоянно ездил по городу на велосипеде — и на работу, и к бабушке. Это экономно — такой была главная мотивация его «дружбы» с велосипедом. Тогда еще никто не задумывался над тем, что это экологический вид транспорта. О том, что ездить по делам на велосипеде — прогрессивно, мы узнали позже, когда украинцы стали чаще путешествовать по Европе.

С тех пор, как я впервые помню отца на велосипеде, прошло не менее 15 лет, но двухколесный так и не стал распространенным видом транспорта даже на западе страны. Во многом этому препятствует отсутствие инфраструктуры. Но не только... Наверное, не будет ошибочным утверждение, что велосипед у большинства украинцев не ассоциируется с полноценным видом транспорта. Изменить такое отношение решили организаторы кинофестиваля «Ровер» (именно так называют двухколесных во Львове).

«В нашем городе много говорят о том, что нужно пересаживаться на велосипеды, но пока все разговоры сводятся к тому, что несколько сотен активистов используют их как постоянный вид транспорта. Мы любим кино, пользуемся велосипедами и решили, совместив эти два увлечения, организовать кинофестиваль. Нам кажется, что именно такой способ пропагации может быть действенным», — говорит Ольга РАЙТЕР, одна из организаторов фестиваля, основатель и главный исполнительный директор художественной формации Wiz-Art.

Вокруг Rover Film Festival объединилось несколько общественных организаций Львова. Кроме Wiz-Art, это Ассоциация велосипедистов города, платформа урбан-движения Lypneva.com, ИТ-фестиваль Decoded, веломастерская Franky Custom, блог Lviv Cycle Chic. «Мы будем генерировать энергию, крутя педали, смотреть фильмы, дискутировать, показывать городскую веломоду, делать велосипед из ветоши, проведем ряд флешмобов, создадим фотовыставку «Велосипеды и их люди», а также пройдемся большим велопарадом по городу», — говорится в описании проекта. О замыслах организаторов, а также о том, что мешает украинцам пересесть на велосипеды, мы пообщались с Олей Райтер.

— Оля, подборка фильмов у вас будет тематическая?

— Это будут художественные игровые и документальные фильмы о пользовании велосипедами, но также — и о городе, жизни людей в нем, инновациях.

— Вы пропагандируете велосипед как вид транспорта именно потому, что он не загрязняет окружающую среду, или есть другие важные составляющие жизни на велосипедах?

— Безопасность для экологии — это первая причина. Я не знаю, давно ли вы были во Львове, но ходить по улицам практически невозможно. Сейчас люди самостоятельно собирают средства и ставят столбики на тротуарах, чтобы машины не могли парковаться там, где должны ходить пешеходы. У нас буквально на каждой улице с двух сторон припаркованы машины. Ведь им разрешен въезд в центр города, хотя специально оборудованных паркингов там нет. Вот почему это — наше «нет» автомобилям. Конечно, основное значение имеет то, что это экологический, здоровый и недорогой вид транспорта.

— Та часть молодежи (а именно они, в основном, готовы пересесть на велосипед), которая мыслит экологически, сегодня в меньшинстве. Что может стимулировать организацию своей жизни с поправкой на окружающую среду?

— Молодежь следит за трендами. Rover Film Festival — это также небольшая спекуляция на трендах. Сейчас очень много молодежи во Львове ездит на велосипедах не потому, что они хотят быть здоровыми, а потому что иметь велосипед, фотографироваться с ним — это «клево». На самом деле не все должны быть идейными, чтобы ездить на велосипеде. Поэтому надо спокойно и практически подходить к этому делу.

— Если говорить о практической стороне дела, то во многом велосипед как вид транспорта непопулярный так как, нет соответствующей инфраструктуры, а водители авто часто не воспринимают велосипедистов как полноценных участников дорожного движения.

— Я сама езжу на велосипеде. От моего дома до центра велосипедная дорожка проложена лишь местами. В целом по городу их нет, это действительно проблема. Но есть и положительные стороны. Если год-два назад водители неадекватно воспринимали велосипедистов как людей, которые мешают на дороге, то сейчас такое отношение понемногу меняется. Наша цель — объединить организации и людей в городе и стране, которым небезразличен именно этот вопрос, вокруг фестиваля «Ровер». Это наша попытка аккумуляции человеческой энергии.

— Что еще, по вашему мнению, не позволяет украинцам пересесть на велосипеды?

— Кроме инфраструктуры, также — лень. Но, прежде всего, инфраструктура и то, что этот вид транспорта не разрекламированный. Велопаркингов недостаточно. Также велосипеды часто крадут. И вообще, культура у нас автомобильная.

— Вы будете показывать кино за счет энергии, производимой велопедалями. Как возникла эта идея?

— Идею создать велогенераторы для производства энергии я позаимствовала из фильма Изабел Ацеведо «Как построить вертолет» (Мексика, 2012 год). В нем рассказывается о городе, полностью отрезанном от электроэнергии. И вот семья хочет посмотреть футбол. Сыну приходит в голову идея, что можно производить энергию, крутя педали. Когда я поделилась своими мыслями с командой, и мы начали изучать этот вопрос, то поняли, что производство энергии с помощью велосипеда, — идея не новая. Такое имело место в Австралии и США. Мы же решили направить эту идею в актуальное для нас русло.

— Велогенерационные установки ваша команда разработала самостоятельно, или вы заимствовали технологию?

— Педали-генераторы обычно неподвижны. Нашей целью было сделать их мобильными. Прототип нашей велогенерационной установки — это легкая коробка и треугольник, на который ставится колесо велосипеда. Но мы планируем совершенствовать конструкцию. Хотя, конечно, это не наше изобретение. Зачем изобретать велосипед?

— Удастся ли создать условия для езды на велосипеде, зависит и от власти. Львовские чиновники идут с вами на контакт?

— Словесно — да, но существенной поддержки нет. Финансово власть фестиваль не поддерживает вообще.

Сейчас команда Rover Film Festival собирает средства для реализации проекта. Его бюджет составляет 60 тыс. гривен; 25 тыс. организаторы фестиваля планируют собрать с помощью коллективного финансирования проектов «Спільнокошт», которое в Украине реализует платформа «Велика Iдея». Это означает, что приобщиться к финансированию кинофестиваля «Ровер» может каждый (http://biggggidea.com/project/229/ — страница проекта на платформе «Большая Идея»). За собранные через «Спільнокошт» деньги команда фестиваля планирует создать десять велогенерационных установок и приобрести часть аудиопроекционной техники.

Организаторы Rover Film Festival не случайно так много усилий и ресурсов тратят на изготовление своего нестандартного оборудования. Ведь оно сделает фестиваль мобильным. Во Львове Rover Film Festival планируют провести между 16 и 22 сентября — в Европейскую неделю мобильности. А дальше на очереди — другие города.

«Нас пригласили в Ужгород, Черновцы, Ивано-Франковск. В этих городах свое мощное велодвижение, — рассказывает Ольга Райтер. — Звонили из Днепропетровска и говорили, что хотят нас там видеть. Мне кажется, это очень хорошая объединяющая тема, актуальная для всей Украины. Ведь много городов в нашей стране по своей сути являются велогородами: там люди пользуются велосипедами, потому что нет общественного транспорта, и даже не задумываются, что они в определенной степени прогрессивные. И проект этот — на перспективу».

«День» уже сообщал, что нынешней весной велодвижение активизировалось также на востоке, юге и в центре страны. Напомню, что в Днепропетровске местный житель Евгений Хиль организовывает общественный прокат велосипедов, и к его инициативе присоединились студенты Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара. В Херсоне ученый, сотрудник Института физики НАН Украины Алексей Евдокимов разработал собственную модель велосипеда с электродвигателем и планирует создать серийное производство. Винничане запустили собственное производство велосипедов, а в Донецке вскоре может появиться первая полноценная велодорожка. Запрос со стороны общества может заставить чиновников активнее работать над созданием соответствующей инфраструктуры. И для объединения усилий сторонников велотранспорта в разных регионах страны Rover Film Festival с его философией мобильности может оказаться очень кстати.

Виктория СКУБА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ