Имя собственное Оскар, пожалуй, давно уже пора перевести в формат имени нарицательного. Обозначать оно должно что-то царственное и очень значимое. Что-то вроде «короля» или «властелина». Потому как среди всех шоу на планете церемония вручения премий Американской киноакадемии не только самая известная, но и самая помпезная, амбициозная и значимая. Получить статуэтку «Оскара» — значит, войти в ранг небожителей. Все равно как победить на олимпиаде. Чего уж удивляться, что народная любовь и интерес к этому событию, которое из года в год демонстрируется на телеэкранах, несмотря на его определенный консерватизм и традиционность, никогда не исчезает.
На канале «1+1» «Оскар» прописался с момента, когда украинским дестрибьюторам и закупщикам телепродукции американские партнеры открыли свои шлюзы. Для «плюсов» это шоу уже лет 10 — такая же неотъемлемая часть эфира, как, например, долгоживущая программа Ольги Герасимьюк «Без табу». И приятно, что из года в год «1+1» вносит в эту трансляцию коррективы. Более того — вот уже три года подряд на канале помимо официальной урезанной версии «Оскара», идет живая трансляция прямо из зала заседания голливудских кинозвезд. «Оскар 2007» не будетисключением — 25 февраля в 4 часа утра телеканал начнет передавать сигналы точного кинематографического времени с лос-анджелесского побережья, куда съедутся все те, кто служит на благо великой иллюзии Кино.
Конечно, раз на раз «Оскар» не приходится. И порой, глядя на списки номинантов и перечень обычных коммерческих картин, удивляешься — за какие же такие достижения достается киношникам золотой Дядюшка? Но только не в этот раз. «Оскар 2007» просторадует выбором американских киноакадемиков. Не обошлось, безусловно, и без консерватизма последних, потому как среди актеров, режиссеров и прочих кинодеятелей замечаешь имена уже не один год сидящих в «президиуме». Новым персонам путь к премии закрыт спинами таких мастодонтов, как Клинт Иствуд или Мартин Скорсезе, Мерил Стрип или Джуди Денч. Но, что и говорить, — эти люди по-прежнему делают кино. Так что говорить стоит скорее о редких исключениях, кои случились, например, в номинациях «Фильм» и «Режиссер». В первую наравне со Скорсезе («Отступники»), Иствудом («Письма с Иводзимы»), Стивеном Фрирсом («Королева») прорвались амбициозный мексиканец Алехандро Гонсалес Иньяриту со своим драматичным «Вавилоном» и Джонатон Дейтонн, громко заявивший о себе на фестивале независимого кино Санденс теперь уже оскаровским номинантом «Маленькая Мисс Счастье». К сожалению, он не вошел в следующий во важности оскаровский список — «Лучшего режиссера». Место Дейтонна занял документалист Пол Гринграсс с фильмом «Рейс 93» в жанре «по следам 11 сентября» — образец классической американской конъюнктуры.
Самые любимые номинации зрителей — актерские — тоже не обошлись без странностей и традиций одновременно. Взять хотя бы Мерил Стрип, о которой в Голливуде говорят не иначе как: «Если есть рай для кинематографистов, то там все снимают только Мерил Стрип». Вот и в этот раз она из роли второго плана в не самом шедевральном фильме «Дьявол носит Прада» номинируется в категории «Актриса главной роли». Впрочем, все, кто видел картину, только поддержат киноакадемиков. Ее коллеги — две англичанки Джуди Денч и Хелен Мирен, а также австралийка Кейт Уинслет тоже не первый раз в оскаровских креслах. А вот знойная испанка Пенелопа Крус наконец-то получила право побороться за звание лучшей с последним опусом Педро Альмадовара «Возвращение». Но вот кому действительно выпал карт-бланш — так это Леонардо ди Каприо, впервые, кажется, за столь долгую карьеру и бешеную популярность признанного кинометрами как небесталанный актер в фильме «Кровавый алмаз». Его конкурентами стали Уилл Смит, Райан Гослинг, Форрест Уитакер и убеленный сединами и давно осевший в истории кино гениальный Питер О’Тул.
Еще одна любопытнейшая категория — «Лучший иностранный фильм», куда претендовал попасть совместный с Россией продукт канала «1+1», фильм Федора Бондарчука «9 рота». Завоевать эту вершину драме об Афгане не удалось, зато уже сейчас можно прогнозировать, что премию получит одна из самых невероятных и леденящих кровь картин года от мексиканца Гилермо дель Торро «Лабиринт Фавна».
Так что 25 февраля украинские телезрители могут пощекотать себе нервы, наблюдая за неравной схваткой за «Оскара». Ну а кто боится лишний раз распереживаться, пусть смотрит смонтированную версию церемонии, которую смотрит весь мир, ее зрители «1+1» все равно увидят, но уже на следующей после прямого эфира неделе. «Оскара» много никогда не бывает!