Для почтения памяти жертв Голодоморов заслуженные деятели искусств Украины Виктор Дерюгин и Андрей Данильченко подготовили трилогию «Голодомор. Украина, ХХ век». В этом году они представляют завершающую, третью часть памятного цикла, которая получила название «Выздоровление. Личный счет». Режиссер трилогии «Голодомор. Украина, ХХ век», директор творческого объединения документальных и художественных фильмов Национальной телекомпании Украины Виктор ДЕРЮГИН, рассказал «Дню» о создании цикла фильмов, посвященных страшной трагедии в истории Украины ХХ века.
— Ощущали ли вы большой груз темы Голодомора в эмоциональном плане?
— Если честно, в начале было очень страшно, ведь тема очень серьезная и ошибиться, недосказать что- то, недоделать было просто недопустимо. Даже такая формулировка «не ударить лицом в грязь» здесь не подходит, она слабовата. С самого начала был страх за то, справимся ли мы, будет ли достаточно внутренней энергетики, того желания сделать так, как задумывали. В принципе, все хорошо осознавали серьезность темы.
— Расскажите, пожалуйста, о том, как вам удалось собрать костяк картины — рассказы свидетелей трагедии?
— Конечно, мы пересмотрели все, что было отснято на эту тему. Ни одна страна не делала масштабных фильмов на эту тематику, ведь пока существовал СССР проводилась политика тотального замалчивания. Когда же Украина получила независимость, вышло несколько фильмов на эту тему, отснятых хорошими режиссерами. Архивных киноматериалов по теме маловато, они кочуют из фильма в фильм, надеяться на открытость российских архивов — напрасное дело из-за запретности темы. Поэтому мы сориентировались на украинские архивы, украинские фонды, но, самое главное, на свидетельства очевидцев трагедии, без которых мы никогда не смогли бы сделать этот фильм.
Первоочередной нашей задачей был отбор материалов, всего того, что можно было использовать в нашей картине. После этого были экспедиции по всем регионам Украины в поисках свидетелей, людей иногда очень преклонного возраста, и мы прекрасно осознавали, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Эти люди пережили тяжелое время, очень много горя, многие из них из-за фактора возраста уже не могут давать свидетельства, но тем не менее, мы смогли собрать воспоминания, которые у них остались.
Одной из главных задач было доказать, что Голодомор — это не локальное явление одной-двух областей, а что в эту страшную трагедию была втянута вся Украина. Конечно, мы максимально задействовали все регионы: север, юг, восток и центр страны, все области, которые были охвачены Голодомором.
— Насколько живыми являются воспоминания об этих страшных событиях? Достигали ли вы понимания с людьми на местах?
— Нам очень повезло, что в каждом регионе есть люди, которые на общественных началах, без каких- либо дополнительных средств, занимая различные должности от библиотекаря до декана факультета местного университета, люди абсолютно разных профессий, собирали и собирают сведения об этой трагедии, о страшных событиях 1932—1933, 1946—1947, а иногда даже 1921— 1922 годов! От таких людей мы получили неоценимую помощь, нас очень тепло встречали, буквально брали за руку и показывали все, что могло нам помочь в работе. Это именно та тема, помочь исследованию которой своим святым долгом считает каждый гражданин Украины. А это еще раз доказывает, что каждого из нас затронуло это горе, которое не обошло ни одну семью, и что по масштабам оно может сравниться с большой войной. Войной против собственного народа!
— Получали ли вы во время работы над фильмом поддержку ученых, которые занимаются исследованием Голодомора?
— Неоценимую помощь оказала наш научный консультант Александра Веселова, которая сама является членом ассоциации исследования Голодомора в Украине. Все данные, все возможные сведения благодаря ее пристальному вниманию — это не просто наши мысли на тему, а вполне объективные научные факты. И вообще, нашей главной заслугой является в первую очередь то, что нам удалось собрать вместе всех тех людей, которые делали этот фильм. Каждый внес свою частицу, и только благодаря общим усилием мы сделали то, что должны были сделать.
— К общенациональному Дню памяти жертв Голодомора вы будете представлять завершающую, третью часть фильма. Расскажите, пожалуйста, об этой ленте.
— Фильм называется «Выздоровление. Личный счет». Это будет третья часть фильма «Голодомор. Украина, ХХ век». В нем не так много документов, не так много конкретных научно установленных фактов, ведь у нас была другая задача. Мы ставили перед собой цель самим увидеть и другим показать всю эту страшную трагедию с личной точки зрения, своего места в жизни.
У каждого из нас практически так или иначе есть какие-то воспоминания, какие-то привязки к этой страшной трагедии, которую пережил украинский народ. В моей семье погибли три маленьких брата матери. В семье автора сценария потерь в семье не было, ведь они были городскими жителями, но он слышал от своего отца свидетельства о том, как везли тела погибших, а также его бабушка показывала ему кагаты — места на Винницком кладбище, куда сбрасывали тела жертв голода.
Но этот фильм — о связи будущего с происходящим сегодня, о зависимости качества этого будущего от нынешнего состояния сознания нашего народа. Мы, как авторы фильма, утверждаем — тот, кто не знает собственной истории, непременно станет материалом для построения чужого будущего. Кто хочет своего будущего, тот должен творить свою историю.
P.S. 24 ноября, в субботу, к Общенациональному Дню памяти жертв Голодомора, в эфире Первого Национального — фильмы цикла «Голодомор. Украина, ХХ век» (18.55 — «Голодомор. Технология геноцида», фильмы первый и второй, 21.40 — премьера фильма «Выздоровление. Личный счет»).