«Голодомор. Геноцид ХХ века» — это один из документальных фильмов, который в прошлом году привлек большое внимание общества. Ведь в нем не просто рассказывается о страшном геноциде украинского народа в ХХ веке, а и предоставляются комментарии свидетелей геноцида, а также их потомков. Этот фильм с большим резонансом демонстрировался на Первом национальном. А вот буквально на днях авторы этого проекта получили почетные звания заслуженных деятелей искусства. Среди них был и Виктор Дерюгин, режиссер фильма и директор творческого объединения документальных и художественных фильмов НТКУ.
— Сколько времени работали над фильмом? Какими источниками пользовались? Возможно, происходило сотрудничество с заграничными историками?
— В принципе, идея создания фильма принадлежит МФ «Украина 3000». В апреле 2005 года мы вместе с председателем правления Фонда Андреем Мирошниченко и руководителем проектов Алексеем Копытько начали разрабатывать концепцию и сценарный план. Добиться цели — создать профессиональный фильм о Голодоморе и показать его людям — мы смогли только при условии всесторонней поддержки президента НТКУ Виталия Докаленко.
Работа над фильмом продолжалась с апреля по июнь 2005 года — первый фильм, сентябрь — октябрь 2005 года — второй фильм. В ходе работы использовали материалы Института истории Украины, Ассоциации исследователей голодоморов в Украине, Всеукраинского объединения «Мемориал» им. В. Стуса, архива кино-, фотодокументов им. В. Пшеничного, нескольких государственных областных архивов Украины.
— С какими сложностями пришлось сталкиваться во время работы над фильмом, как выходили из ситуации?
— Практически во всех регионах Украины съемочная группа ощущала большую поддержку со стороны многих патриотов украинской земли независимо от их возраста и профессии. Хотелось бы отметить, что без их поддержки и участия в съемочном процессе нам было бы очень нелегко. Считаем, что этот фильм делали не только те люди, которые значатся в финальных титрах, а миллионы и миллионы людей, семей, которых коснулась эта трагедия.
— Господин Дерюгин, читали ли книгу из библиотеки «Дня» «День и вечность Джеймса Мейса», в которой опубликованы статьи Джеймса Мейса о Голодоморе в Украине?
— Выборочно Джеймса Мейса и Роберта Конквеста. С книгами из библиотеки газеты «День» я ознакомился позже, когда Виталий Докаленко получил их в подарок от главного редактора Лариса Ивашиной! Кстати, белые страницы истории Украины, заполняющиеся благодаря работе журналистов газеты «День», вдохновили нас на создание других документальных фильмов об истории Украины.
— Все ли материалы, над которыми вы работали, вошли в фильм? От чего пришлось отказаться и почему?
— Не все материалы, над которыми работали, вошли в фильм. В первую очередь, не все свидетельства людей вошли в фильм. Не вошел в фильм, как было запланировано, эпизод о попытке принятия в 2003 году Резолюции ООН (к 70-летию памяти жертв Голодомора) признания Голодомора в Украине геноцидом. После отказа представителей компартии Украины дать интервью для фильма, также были вырезаны и интервью представителей других политических сил Украины. Но от этого, на наш взгляд, фильм только выиграл. Потому что все свидетельства в фильме даются, в основном, жителями сел, представителями почти всех регионов Украины, которые и являлись свидетелями этой трагедии.
— Следили ли вы за событиями в Верховной Раде, когда принимали Постановление о признании Голодомора геноцидом?
— Конечно. Следил с большим вниманием. Кроме того, по просьбе Секретариата Президента перед голосованием Верховной Радой Закона о признании Голодомора геноцидом, Национальная телекомпания Украины предоставила право Государственному управлению делами на тиражирование фильма (500 экземпляров), и каждому народному депутату, кроме исторических документов, рассказывающих о Голодоморе в Украине, был вручен и DVD-диск с фильмом «Голодомор. Технология геноцида».
— На какую реакцию зрителей рассчитывали, когда работали над фильмом?
— Какая реакция может быть на правду? Главной задачей было — рассказать людям о том, что здесь происходило... Боль, принятие страшной правды.
— Присутствует ли документалистика в современном телепространстве?
— Да. На сегодняшний день документалистика занимает одно из самых весомых мест в современном телепространстве. Наши зрители — это умная аудитория. Они нуждаются в информации, и мы пытаемся предоставить ее. На НТКУ создано Творческое объединение по производству документальных фильмов. При наличии телевизионного архива — грех не воспользоваться им!
— Над чем работаете сейчас, что зрители смогут увидеть в ближайшее время?
— Работаем над запуском нескольких проектов. Тематика: Украина — история, Украина — культура, Украина современная. Рассматривается тема Крыма, украинского села...