Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виталий ШЕВЧЕНКО: «Контроль с участием телерадиокомпаний в избирательной кампании будет обеспечен»

18 мая, 2007 - 00:00

К внеочередным выборам народных депутатов готовятся не только политики. Это касается и самих средств массовой информации. Уже сегодня обсуждаются условия деятельности СМИ во время агитационной предвыборной кампании и возможные изменения в планах проведения проверок. Но по этому поводу возникает множество вопросов и противостояний. Поэтому «День» обратился за разъяснениями к председателю Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Виталию ШЕВЧЕНКО.

— В последнее время, в связи с подготовкой к внеочередным выборам народных депутатов Украины, отдельными политиками все чаще высказываются предложения о прекращении на время избирательной кампании проверок средств массовой информации государственными органами. Как ни удивительно, этого требуют и от Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания — вневедомственного регулирующего органа, на который возлагается выполнение ряда контрольных функций по обеспечению честных и прозрачных выборов.

Во время недавней пресс-конференции в агентстве УНИАН заместитель председателя Верховной Рады Украины Николай Томенко подчеркнул необходимость предоставления избирателям во время агитационной кампании всесторонней и объективной информации. Обеспечить это требование могут только органы, которые для этого созданы и имеют соответствующие возможности и четко очерченные полномочия. Поэтому отстранение от этих функций Национального совета привело бы к ущемлению прав граждан, спровоцировало бы хаос и массовые нарушения в ведении избирательной агитации.

Согласно действующему избирательному законодательству, Национальный совет является активным субъектом избирательного процесса: выполняет проверки по обращениям ЦИК и других участников избирательного процесса, мониторит телерадиоорганизации на предмет соблюдения требований размещения политической рекламы (выполняет связанные с этим функции, которые другие государственные учреждения в необходимом объеме выполнить не могут), препятствует вмешательству зарубежных вещателей в избирательный процесс нашей страны. Более того, он готовит и обнародует специальный «Отчет о соблюдении телерадиоорганизациями определенного законодательством порядка вещания во время проведения избирательной кампании» (см., например, спецвыпуск «Вестника Национального совета», № 9 за апрель 2006 года).

Вопрос о целесообразности проведения проверок средств массовой информации во время выборов недавно рассматривался на заседании Национальной комиссии по утверждению свободы слова и развитию информационной области, и, выступая за установление на это время моратория на проверки фактически для всех контрольно-ревизионных организаций, никто из членов этой комиссии не поставил под сомнение право и долг проводить такие проверки Национальным советом. Положительно оценен также прошлогодний опыт создания Национальным советом и Центризбиркомом (при содействии ОБСЕ) уважаемого экспертного совета из числа наиболее авторитетных в Украине специалистов, деятельность которого позволила избежать многих конфликтов вокруг целого ряда избирательных теле- и радиороликов, защитить права субъектов избирательного процесса, СМИ и отдельных журналистов.

Обращаю внимание журналистов и общественности на то, что проведение проверок прямо предусмотрено нормами законов Украины «О телевидении и радиовещании» и «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания», поскольку они являются непременным условием и инструментарием осуществления контрольно-регуляторных функций специальным органом, созданным для выполнения именно этих полномочий. Очевидно же, что не выполнять действующую (не отмененную, не приостановленную) норму законодательства Национальный совет не имеет права.

Кроме того, в деятельности телерадиокомпаний бывают важные обстоятельства, которые требуют проведения проверок, независимо от политической конъюнктуры. Речь идет даже не о долге Национального совета реагировать на обращения и запросы органов государственной власти, народных депутатов Украины, правоохранительных и налоговых органов, органов прокуратуры, связи, частотного надзора, Минобороны, СБУ и т. п. — часто в неотложном порядке, что также обусловлено действующим законодательством. Долг Национального совета — забирать из пользования радиочастоты и телеканалы, которые не были освоены в течение года со дня выдачи лицензии; в четко определенные сроки переоформлять лицензии, срок действия которых миновал (в случаях, если телерадиокомпании следуют нормам законодательства и лицензионных требований). Это только несколько случаев, когда проверки телерадиоорганизаций — непременные и регламентированные во времени.

Поэтому касательно контрольных полномочий Национального совета на время официально объявленных избирательных кампаний есть смысл говорить только о прекращении плановых (не вызванных законодательно предусмотренными обстоятельствами) проверок. Освобожденное время и организационные возможности мы используем, как уже практиковалось в предыдущие годы, для проверки провайдеров программной услуги (операторов кабельного телевидения), которые самостоятельно не изготавливают теле- и радиопрограммы и передачи или агитационную продукцию (политическую рекламу). Но главные усилия Национальный совет направит на обеспечение честной, корректной, прозрачной политической конкуренции в эфире, создание равноправных условий и возможностей для ведения агитационной кампании всеми политическими силами.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ