Его премьера состоялась в мае прошлого года на Международном кинофестивале в Монако. После этого фильм показали в Каннах. С тех пор «Влюбленные в Киев» получили свыше 40 приглашений на участие в кинофестивалях из разных стран мира, среди которых самые престижные кинообозрения Европы и США.
Напомним, что украинская картина состоит из восьми самостоятельных короткометражных фильмов, в центре которых, по замыслу создателя проекта — генерального продюсера продакшн-студии inQ Владимира Хорунжего — должна была быть жизнь в столице, собственно, дух Киева. В мировом кинематографе существует похожий проект, в рамках которого уже вышли ленты «Париж, я люблю тебя» и «Нью-Йорк, я люблю тебя». Впрочем, невзирая на внешнюю схожесть, по утверждению Алика ШПИЛЮКА, директора Международного одесского кинофестиваля, на котором также были показаны «Влюбленные в Киев», в проекты заложены совсем разные идеи.
— Если в случае Парижа и Нью-Йорка в задачу входило собрать известных режиссеров с выдающимися достижениями в области кино, то украинский проект, наоборот, акцентировал внимание на молодых кинематографистах. Потому что именно молодежь должна развивать национальный кинематограф после многолетней стагнации.
Свое виденье Киева продемонстрировали семь молодых украинских режиссеров: Тарас Ткаченко в новелле «Собачий вальс», Илья Власов — «Три слова», Денис Гамзинов — «Туфли», Ольга Гибелинда — «Кое-что», Валерий Бебко — «Потерянный в городе», Артем Семакин — «Верни мою любовь» и Олег Борщевский с двумя работами «Рука» и «Последняя ночь декабря».
Главные роли в фильме исполняют Ада Роговцева, Виталий Линецкий, Георгий Хостикоев, Артем Семакин, Илья Исаев, Александр Яценко, Николай Олейник и Елена Фесуненко. Проект также ознаменован двумя актерскими дебютами — Ивана Дорна и Даши Астафьевой.
Киноальманах «Влюбленные в Киев» вошел в 10-ку лучших фильмов на 86-ом Российском Международном Кинорынке. На фестивале в Бодега Бей (США) получил награду сюжет Ольги Гибелинды «Кое-что». Также на ежегодном украинском кинофестивале «Открытая ночь» главные призы получили короткометражки «Собачий вальс» Тараса Ткаченко и «Рука» режиссера Олега Борщевского. На IX Международном фестивале православного кино «Покров» Ада Роговцева и Николай Олейник были награждены за лучшую женскую и мужскую роли в новелле «Собачий вальс», а на Бердянском международном кинофестивале альманах получил Гран-при.
Конечно, на фоне ситуации в украинском кинематографе такие результаты можно считать определенным прорывом. Но невзирая на завоеванный успех на кинофестивалях, мнения украинских журналистов, посмотревших ленту, разделились. Кое-кто считает ее далекой от духа Киева, кто-то, наоборот, говорит, что там можно найти много интересного. Вскоре собственную оценку даст украинский зритель, который, надеемся, придет в кинотеатры, чтобы посмотреть свое кино.
Мария СТАРОЖИЦКАЯ, журналист:
— «Влюбленные в Киев» — это подборка фильмов, совершенно разных между собой. Из них, собственно, как по мне, только два можно назвать совершенными — это лента «Собачий вальс» Тараса Ткаченко и «Рука» Олега Борщевского. На мой взгляд, альманах получился депрессивным и жестоким. Он абсолютно не соответствует уровню проектов «Париж, я люблю тебя» или «Нью-Йорк, я люблю тебя». В лентах практически нет ни влюбленных, ни Киева. Это мое мнение как зрителя. Более того, альманаху уже дали надлежащую оценку на Одесском кинофестивале. Ведь приз получил только один фильм из сборника, который я считаю самым лучшим, — «Собачий вальс» Тараса Ткаченко в главной роли с Адой Роговцевой. Это действительно искренняя история о любви старых людей в старом доме. Это первый прецедент в фестивальной истории, когда жюри отметило, что отдельно награждает именно одного из участников альманаха и что это не продюсерская, а сугубо режиссерская награда.
Алик ШПИЛЮК, директор Международного одесского кинофестиваля:
— Конечно, собранные в ленте «Влюбленные в Киев» новеллы — разные по качеству. Впрочем, невозможно в одном альманахе собрать восемь фильмов высокого уровня. Во многих из них чувствуется Киев. По крайней мере, я его почувствовал как киевлянин. А несколько новелл вполне могут как отдельные работы конкурировать с другими фильмами на короткометражных фестивалях. Собственно, показателем этого стала оценка международного жюри одной из новелл альманаха — ленты Тараса Ткаченко «Собачий вальс». Я бы также не говорил, что фильмы депрессивные. Наверное, это, скорее, в целом признак того, что молодые люди, прежде всего, реагируют на болезненные моменты.
Тарас ТКАЧЕНКО, режиссер, автор фильма «Собачий вальс» из альманаха «Влюбленные в Киев»:
— Всего в альманах вошло восемь историй. Одна из них — ироничная комедия. Еще одна — трагикомедия. Есть и другие истории. Ведь на то он и альманах, чтобы не быть однородным. В фильмах из проектов «Париж, я люблю тебя» или «Нью-Йорк, я люблю тебя» мы увидели истории, связанные с городом. Но почему-то наши кинокритики думают, что если мы снимаем альманах «Влюбленные в Киев», то должны обязательно воспевать нашу столицу. Впрочем, мне кажется, что это коммунистическая риторика. Мы вместо этого предлагаем зрителю свои ассоциации по поводу того, что такое Киев. Чувствуется ли дух города в фильмах — это индивидуальный вопрос к каждому из авторов. Думаю, что в моей истории Киев чувствуется, чувствуется ностальгия по тому Киеву, который уходит, который уничтожают. А в других историях — где-то больше, где-то меньше. Но фильмы же снимаются не о стенах и камнях. Мне в каждой из восьми историй что-то нравится, я что-то для себя открываю: где-то — хорошую актерскую работу, где-то — интересный ход. То есть для меня эта подборка стала познавательной, я там найду для себя что-то интересное. Думаю, что и каждый зритель найдет для себя что-то интересное, пусть не все, но что-то обязательно ему понравится, а что-то — нет. В конце концов, такова закономерность.