Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Во что превратился проект «Великие украинцы»?

Оказывается, шоу только начинается...
23 мая, 2008 - 00:00
ПОСЛЕ ФИНАЛА ПРОЭКТА ПУБЛИКАЦИИ И ЗАЯВЛЕНИЯ ВАХТАНГА КИПИАНИ О ФАЛЬСИФИКАЦИЯХ ПОДНЯЛИ ШУМИХУ, КОТОРАЯ ДОСТИГЛА ПАРЛАМЕНТСКОЙ ТРИБУНЫ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕЛЕКАНАЛОМ ИНТЕР «АДВОКАТ» ТАРАСА ШЕВЧЕНКО АКТЕР БОГДАН СТУПКА КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗЫВАЕТСЯ КОММЕНТИРОВАТЬ СТРАСТИ ВОКРУГ ПРОЕКТА

Наиболее громкий проект украинского телевидения за последнее время — и, исторический, между прочим, и просветительский преобразовался, в наибольший за последнее время медийный скандал, основанный, очевидно, на старой доброй привычке подстраивать под свои интересы социологию, околосоциологические проекты и даже народное волеизъявление. Украинец №1 должен был стать проекцией того, чем сегодня живет общество и какой украинцы видят свою страну. Во всяком случае именно таким его анонсировал телеканал Интер. Что мы имеем вместо этого? Обвинения в фальсификации из уст Вахтанга Кипиани, которые распространились вплоть до стен Верховной Рады. Шоу продолжается...

20 мая на сайте «Украинской правды» в поддержку предыдущих заявлений шеф-редактора проекта «Великие украинцы» появилась обстоятельная статья Вахтанга Кипиани с почти детальным описанием технологии фальсификации голосования: «...применена очень простая технология — «Укргазбанк» выделил 550 тысяч гривен и по базе данных клиентов от их имени, и, конечно, без их согласия генерировали через компьютер ровно столько «голосов», сколько было запланировано,» — пишет Вахтанг, цитируя слова Дмитрия Табачника: «Я мог бы «трахнуть» Бандеру Щербицким, но не сделал этого, потому что Щербицкий — фигура из прошлого...» — этим признанием начал свой тост на фуршете после финала «Великих украинцев» доктор исторических наук, профессор, академик, экс-вице- премьер по гуманитарной политике Дмитрий Табачник. Окончание спича было примиренческим — «...но я решил избрать князя Ярослава Мудрого — фигуру, которая объединяет Украину»... Произошло искривление образа страны, циничное использование телевизионного проекта для удовлетворения пустяковых амбиций политических пигмеев», — подбивает итоги Вахтанг Кипиани.

В свою очередь Дмитрий Табачник в комментариях «Телекритике», отрицал любые фальсификации вокруг результатов проекта. А также отметил: «Нужно радоваться тому, что победил не Владимир Васильевич Щербицкий или Степан Бандера...»

Пресс-служба телеканала Интер распространила также заявление генерального продюсера канала Анны Безлюдной, в котором, в частности, идет речь о том, что «скандал вокруг результатов голосования — политическая спекуляция».

Своеобразно прокомментировал заявление шеф-редактора проекта и продюсер проекта Егор Бенкендорф. «Никаких фальсификаций и манипуляций в голосовании не было. Это просто больная фантазия Вахтанга Кипиани», — цитирует Кипиани продюсера в своей статье для «УП».

Сомнения относительно «легитимности» голосования и необходимости проведения «служебного расследования» высказала «Телекритике» одна из ведущих проекта Анна Гомонай. «Я убеждена, что канал должен провести «служебное расследование», огласить все данные о ходе голосования. Во всяком случае, за последнюю неделю. Также целесообразно было бы проверить телефонные номера, с которых осуществлялись массовые звонки. Если данные о фальсификации будут подтверждены — результаты программы, по моему мнению, необходимо будет пересмотреть. Как бы это не выглядело огорчительно перед Украиной и Ярославом Мудрым,... за восемь месяцев проекта Ярослав Мудрый ни разу не вошел даже в тройку победителей. А по состоянию на 14 мая, когда в эфир вышел документальный фильм о Ярославе Мудром, он действительно был на четвертом месте. Поэтому, очевидно, подавляющее количество голосов, которое не только позволило князю победить, но и сделать это с колоссальным отрывом от других претендентов — Ярослав Мудрый получил за последние два дня перед эфиром».

По уши в сомнениях, упреках и лжи оказалась не только вся отечественная телекухня, а и вся Украина. Особенно обострилась ситуация в среду, когда название проекта «Великие украинцы» в паре с термином «фальсификация» прозвучало с трибуны Верховной Рады из уст народного депутата Ольги Герасимьюк, которая заявила, что парламентская фракция «Наша Украина — Народная Самооборона» требует от Верховной Рады создать временную следственную комиссию для расследования манипуляций с голосами телезрителей в телепроекте «Великие украинцы».

Почему вопрос о подтасовке голосов в телешоу оказался так высоко?

— Потому что это вопрос не просто банального телевизионного проекта, — убеждает депутат Ольга Герасимьюк. — Потому что этот проект вызвал в обществе большой интерес, потому что был анонсирован как проект, который должен объединить страну. Ничего, кроме восторга такая идея вызвать не могла. Но сейчас общество очень активно высказывает свое разочарование, восприняв результаты голосования как поддельные. Поэтому этот вопрос сейчас стоит совсем иначе.

По мнению Ольги Герасимьюк очевидными манипуляциями были нарушены права зрителя и потребителя.

— Мало того, что нужно расследовать нарушение прав зрителя — на полную информацию, на получение ответов на свои вопросы от авторов проекта и так далее, здесь нужно говорить и о том, что, возможно, были нарушены и права потребительские. Поскольку люди отрывали от себя копейки (нужно заметить, в условиях инфляции), которые получил коммерческий канал. Потом, по свидетельствам некоторых авторов проекта, эти деньги были нивелированы.

На вопрос, как отреагировала на речь Ольги Герасимьюк с трибуны Верховной Рады Партия регионов, к которой принадлежит Дмитрий Табачник, народный депутат ответила, что теперь их реакция неизвестна.

— Партия регионов внимательно слушала. Пока что никакой реакции от них мы не имеем. Но сейчас мы формируем следственную комиссию. Согласно квотам, туда должны войти представители всех фракций. Мы уже регистрируем документы для создания комиссии, делаем соответствующие запросы. Коллеги меня предлагают на председателя этой комиссии. Если это утвердит Верховная Рада, я с большим энтузиазмом там поработаю.

Совсем иначе выглядит эта проблема с точки зрения доктора философских наук, директора Института философии имени Сковороды НАНУ Мирослава Поповича. Вопрос фальсификации результатов в программе «Великие украинцы», который поднимается в парламенте, он считает «посмешищем»:

— Это шоу, которое имеет, так сказать, на вооружении социологию, но все равно это шоу! — настаивает академик. — То, что в Англии или в других цивилизованных странах проходит как нормальное шоу и дает возможность, улыбнувшись, сделать какие-то заключения о человеческих слабостях, при наших условиях очень политизированной публики и СМИ оказалось неизвестно чем. Я убежден, что эта система рейтингов, которая была реализована, не отображает настоящих настроений широкой общественности в Украине. Бандера никогда не займет первое место, какую бы социологию вы не проводили. И не будет Ярослав Мудрый на первом месте. Будет кто-то совсем другой. Нельзя было надеяться на объективность данных, потому что не было гарантировано, что с одного телефона не будет отправлено 100 смс. Это было соревнование людей: кто из них сможет организовать наибольшую аудиторию.

Если к этому отнестись серьезно, то вместо вопросов в парламенте, которые я считаю просто посмешищем, нужно провести серьезное социологическое исследование, сделать выборку — так, как это делается, когда определяют рейтинги политиков — и установить какой реальный авторитет имеют фигуры. При этом категорически запретить вводить в обращение имена политиков. Такая картина — объективная и научная — снимет все пристрастия. Здесь должны выступить ученые — социологи и культурологи, а не парламентарии и СБУ.

Тем временем кино- и телекритик Сергей Тримбач склоняется к тому, что фальсификация все-таки состоялась и классифицирует ее как «антибандеровскую акцию». А инициативу создания парламентской комиссии он считает априори безрезультатной:

— Сложно не поверить, что фальсификации не было. Полмиллиона голосов за один день — вряд ли это можно как- то опровергнуть. Я еще за месяц до конца голосования узнал о том, что с большим отрывом лидирует Степан Бандера, и что по поводу этого на телеканале Интер немало переживаний, как это будет выглядеть: Бандера во главе списка великих украинцев. Это была, так сказать, антибандеровская акция. Я верю, что намерения были благими — чтобы не поссорить общество. Вот вам компромиссная фигура Ярослава Мудрого. Все это аргументы. Но когда это делается так грубо и в значительной степени повторяется все то, что происходило раньше в этой и других сферах... Можно манипулировать всем — вот что они нам показали. В каждой сфере нами можно просто манипулировать, проигнорировать все наши волеизъявления. Это шокирует. Эти люди продолжают работать в рамках тех технологий, в которых они всегда работали. Это такая большевистская хамская привычка — как будто и под хорошими лозунгами, но на самом деле взгляд народа на историю практически игнорируется и навязывается что-то совсем другое.

Хотя так же сложно поверить, что Бандера номер один. Это более чем сомнительно. Ни центральная Украина, ни северная, ни, тем более, южная и восточная Бандеру не несут как знамя. Но во всяком случае с его фигурой не было таких манипуляций.

Опыт показывает, что Верховная Рада создает десятки комиссий и практически ни одна из них даже наименьшей результативностью не отражается. Это политический шум.

Мы слышим, видим и читаем заявления руководства Интера о том, что это, мол, клевета и все нормально. Но здесь интересна, прежде всего, реакция общества. И это, собственно, тест для самого общества. Если общество утрется и скажет: ну что же, бывает... и не сделает моральных заключений... Ведь нам показали, что морали не существует. «Бога нет и все позволено» — по известной формулой. Никаких предписаний, никаких норм нет. Можно вбросить миллион, два, сколько угодно голосов. Если общество утрется, значит, такое общество и табачники в нем — это норма. Значит это и есть миллионы табачников, для которых фальсификации являются нормой.

Ольга Герасимьюк здесь видит не только вину тех, кто непосредственно причастен к очевидной фальсификации, а и журналистов и авторов проекта.

— Журналисты, которые присутствовали в прямом эфире, в частности, ведущие, ответственные за прямой эфир, должны были сказать о своих подозрениях в эфире. Ведь на украинском телевидении были случаи, когда во время некоторых шоу возникали подозрения, что интерактивное голосование подвергается внешнему воздействию. Тогда ведущие говорили об этом в эфире своим зрителям. Здесь речь идет об этике и морали в СМИ, которые ответственны за формирование общественного сознания.

В России сразу после нас начинается проект «Имя Россия». Там никто не играет в демократию, не голосует за сотню, а спущено сверху 500 имен, где есть, между прочим, и Ярослав Мудрый, и Богдан Хмельницкий, и Сикорский. Можно заподозрить, что наш проект — и особенно его результат, был одной из составных частей общего проекта. Россия сейчас не скрывает, что она реконструирует империю. Русская пропаганда очень активно работает здесь, в Украине.

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ