Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Водка без гимна: 2008 й в эфире

Впечатления о программах украинских телеканалов в праздничные дни
10 января, 2008 - 18:16
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Раньше очень модно было шутить по поводу того, как каждый раз на Новый год телевидение считало своим долгом транслировать «Иронию судьбы», «Джентльменов удачи» и «Кавказскую пленницу». Мол, это такие же киносимволы перехода в следующий год, как салат оливье и мандарины. Ясное дело, в 90-х возможности создавать собственные праздничные программы у отечественных телеканалов просто не было. Но в последние годы все-таки эти шутки актуальность потеряли. Зато появился предлог для других. Все каналы как один увлеклись мюзиклами, песнями о главном и реинкарнациями традиционных «огоньков». Схема их производства очень типичная и повторяется ежегодно. Есть простой рецепт: приглашается горсточка звезд шоу- бизнеса и ведущих (среди которых обязательно фигурирует Андрей Данилко в образе Верки Сердючки, без которого «блюдо» получается пресным), снимается избитый сказочный или просто новогодний сюжет, добавляется несколько хитов в современной переработке. Все это «замешать» на приличных капиталовложениях и «блюдо» готово...

Пока что ничего нового наши телеканалы выдумывать не хотят. В то время, как эти огоньки-мюзиклы масса зрителей воспринимает на «ура» (об этом свидетельствуют данные рейтингов). Ну а остальное праздничное телепространство «забивают» либо прошлогодними программами, либо просто отдают нашим соседям-россиянам. Интересно, а почему, к примеру, не полякам? Говорят, их новогодние юмористические программы по крайней мере смешные.

На самом деле мюзиклы-огоньки украинского производства — это не самый худший вариант, во всяком случае, производство наше, и это уже радует. Кроме того, нужно признать, что качество продакшна новогодних и рождественских программ на нашем телевидении повышается — пропорционально к увеличению капиталовложений в них. Но почему-то дальше перечисленных форматов никто идти не хочет. Или не может? Или это просто слишком рискованно? Так или иначе, но ежегодно телезрители встречали Новый год в компании Снегурочек подшофе (и почему-то со вчерашней щетиной на лице), загримированных до неузнаваемости под красавиц и чудовищ- звезд, и пения, пения, пения...

Новый год и Рождество должны быть веселыми и радостными! Это подчеркивают телевизионщики. Но, может быть, еще какими-то? Например, оригинальными, неординарными. Возможно, новыми в конце концов?

— Музыка, шутки — и больше ничего не нужно, потому что народ больше ничего не воспринимает, — уверен продюсер и телеведущий Игорь КОНДРАТЮК . — Новогодние поздравления — вещь банальная, но необходимая, дальше песни, причем известные, популярные — те, которые все знают. Тот, кто хочет чего-то другого, включает «нишовые» телеканалы.

Это — реалистичный взгляд на новогоднюю ночь в эфире телепродюсера, знающего телевизионную «кухню» изнутри и понимающего, что необходимо потребителю, а что — тем, кто находится по другую сторону экрана. Идею эстетически-воспитательной функции телевидения мы до сих пор считаем бессмысленно-романтичной, над этим принято смеяться и крутить пальцем у виска: а как же прибыль? Нужно признать, что телевидение, во всяком случае коммерческое, — это бизнес, а не общегосударственный ликбез. Поэтому имеем то, что имеем... А имеем мы рекламу водки во время звучания гимна Украины. «День» решил поинтересоваться у официальных лиц их личными телевпечатлениями на праздники. Руководитель главной службы информационной политики Секретариата Президента Лариса Мудрак отметила, что Президент Виктор Ющенко отреагировал на гимн с рекламой водки «очень негативно, и по этому поводу, видимо, будет заседание у Президента, потому что понимание менеджерами и владельцами каналов идентичности Украины и новогодних празднований в этом году, скажем так, одно из наименее украинских».

Тем временем мы продолжаем интересоваться впечатлениями экспертов об отечественном новогоднем эфире.

— Новогодние программы — это сплошная насмешка, — считает Сергей ТРЫМБАЧ, киновед и кинокритик

. — Я с недавних пор принадлежу к людям, которые не смотрят украинское телевидение (смотрю я несколько российских и европейских каналов, где транслируют качественное документальное кино и программы). Я разлюбил украинское телевидение, хотя на Новый год я все же пытался что-то смотреть, но больше двух-трех минут не выдерживал. Это было сплошное унижение меня как интеллектуала. Такое впечатление, что мы просто меньшинство, не имеющее права на существование. Ориентация телеканалов на уровень ниже плинтуса. Унижение чувствую и в том, что на ТВ почти нет собственного продукта. Я не могу понять, почему у канала — например, у канала, называющегося «Украина» и являющегося общенациональным, — совсем нет собственного украинского продукта? Я бы понял, если бы это был бедный провинциальный канал, но ведь его владелец — миллионер. Мне кажется, что государство должно вмешаться в эту ситуацию. И не только относительно этого канала. Я не вижу смысла в существовании подобных каналов еще и с точки зрения развития технологий. Мы, украинские телезрители, имеем возможность смотреть любое телевидение. Зачем мне канал, который просто транслирует чужое? Вспомните, три года назад, когда закончилась оранжевая революция, сколько клялись и били себя в грудь украинские телевизионщики, рассказывая, что отныне у них будет все по-новому. За три года телевидение стало только хуже. Сейчас смотреть просто нечего. Еще один очевидный факт: индустрия развлекательных программ в Украине просто в упадке, за небольшими исключениями — типа «Танцев со звездами» и еще нескольких проектов. Представьте себе, если бы все российские программы сняли с эфира... Что бы это было? Сплошная белая клякса! Так где же украинское телевидение и сколько его? Кризис очевиден: у нас нет красивых телеидей! А деньги есть! А на что они идут — непонятно.

Еще один момент: неуважение к обычным людям. Мы имеем буржуазное телевидение с псевдобуржуазным щеголяньем. Мы не видим на экране простых людей, кроме как в старых советских фильмах. Для меня украинское телевидение объявлено персоной «нон грата». Хотелось бы, конечно, чтобы не навсегда — чтобы появились новые люди, новые идеи и продюсеры.

— Прежде всего я хочу особенно посочувствовать большей части украинских телезрителей — всему сельскому населению, имеющему возможность смотреть лишь три—четыре канала максимум, и те — все из Киева. Очень скучно проходила у них встреча Нового года, — отмечает Иван МАЩЕНКО, телеэксперт . — Потому что, к сожалению, отечественные каналы, включая Первый Национальный, абсолютно не порадовали зрителей ничем не то что оригинальным, а вообще — более-менее приемлемым. Я не говорю о той части населения, которая живет в городах или больших населенных пунктах, потому что они имеют возможность через кабельное телевидение смотреть несколько каналов российских. Но к этим зрителям у меня тоже есть свое сочувствие, потому что они в течение года набили оскомину, наблюдая за далеко не лучшими шутками. С другой стороны, могу выразить сочувствие и тем зрителям, которые якобы имеют по количеству большое разнообразие каналов. У них есть выбор среди, в частности, и российских телеканалов. Но здесь сочувствие другого плана. Они на праздники только то и делали, что щелкали по пульту, перескакивая с канала на канал: а там или Максим Галкин, или Пугачева, или Николай Задорнов, или «Кривое зеркало» — то есть одна и та же обойма, которая уже сотни раз крутилась в различных программах. Все это — старые лица.

К сожалению, продолжает эксплуатироваться идея, которая лишь однажды была прекрасно реализована, — «Старые песни о главном». Сегодня эта идея нещадно эксплуатируется. Каких только «песен» не было в программах? Поэтому праздничный продукт отечественных каналов, к сожалению, просто так или иначе ретранслировал российский телепродукт, а кое-кто даже доходил до того, что повторял старый «Голубой огонек» прошлых лет. В этом плане можно выделить разве что Первый Национальный, в течение нескольких дней транслировавший «Любимые песни». Проект был бы действительно удачным, если бы не его реализация. Сценарный ход был явно примитивным: в виде выпуска новостей с ведущими, которые иногда даже допускали ошибки...

Самое ценное в телевидении — оригинальная идея. К сожалению, этот год особенно показал, что телекомпании продолжают эксплуатировать старые идеи, не развивая новых, а наши отечественные каналы тем более ничем новым не порадовали.

— Клацанье пультом у телевизора в эти праздничные дни вызвало недовольство и раздражение, — признался Михаил НЕМОВ, глава Хмельницкого союза предпринимателей и промышленников . — Неутомимые поиски того, что заставило бы остановиться и получить эстетическое удовольствие или просто культурно отдохнуть, к сожалению, были напрасны. Такое впечатление, что все, что нам, зрителям, предлагали, мы уже видели пять, десять лет назад и раньше...

Единственное, что держало от начала и до конца, — поздравление Президента Украины с Новым годом. Лишь по той причине, чтобы не прозевать и вовремя встретить 2008 й. Поэтому даже не запомнилось, на каком именно телеканале я слушал Виктора Ющенко.

К сожалению, наши телевизионщики далеки от жизни. Почему бы, например, не спросить у рядовых граждан, с каким настроением попрощались с 2007-м и встретили 2008-й? Всем ли хватило на праздничный ужин? Как живется тем, кто мог бы быть, но не стал благодетелем? А нам показали, что в Киеве устроили праздничный благотворительный обед для бездомных, подарили им туалетное мыло. Но есть ли у них, бездомных, возможность воспользоваться этим «даром»?! Ни души, ни сердца, ни мысли в этой и других передачах я не увидел.

Меня разочаровал канал «1+1». Что, спрашивается в задаче, имеет к новогодним праздникам художественный фильм «Д’Артаньян и три мушкетера»? Спутниковые «тарелки» сегодня можно увидеть чуть ли не на каждом доме. Знающие польский язык смотрят телепередачи с Польши. Они рассказывают, что у «ящика» их, в частности, держит актуальная сатира. Персонажи их передач — живые «хозяева жизни». Считаю, что отечественным телевизионщикам не хватает поиска, идей. Часто они заангажированы, зависимы. Поэтому сегодня преобладают ремесленнические подходы. Чтобы не дразнить зрителей, они должны учиться на лучших мировых образцах, думать, создавать. Также актуальный вопрос об этике журналистской профессии.

Оксана ЗАБУЖКО, писательница, (с блога на сайте www.pravda.com.ua) поделилась своими впечатлениями о праздниках: Католическое Рождество я в этом году встречала в Германии. И пела за столом вместе со своими берлинскими друзьями «Stille Nacht, heilige Nacht...» И по телевизору пели то же самое, и из радиоприемников целый день лились рождественские мелодии. И ночь, полная таинственного мерцания, и правда выходила — и тихая, и святая... Может быть, еще и потому мне теперь так режет ухо вся та российская попса, которая валит в эти дни из родного эфира — в такси, в ресторане, везде, куда не подашься: то о Снегурочке с Камчатки, которая «ушла на б...дки», то еще что-то столь же «новогоднее», от чего сразу чувствуешь себя «мордой в салате»: Боже, и это — праздничный эфир того самого народа, который до сих пор придумывает анекдоты о своей певучести? Такое впечатление, будто из всей тысячелетней зимней магии лишь один «Щедрык» у нас в информационной памяти и уцелел, — да и то американцы, у которых он популярен наравне с «Jingle bells», уже «присвоили» и диву даются, узнавая, что это украинская песня. А в это время первоклассные профессионалы «по- партизански» ходят в Киеве с вертепчиками «по хатам», как и в годы моего детства, — с той лишь разницей, что теперь их, слава Богу, не потянут за это в милицию и не пришьют «национализм»...

Оно, конечно, «как покойничка кормили, так он и выглядит». Если редакторам и владельцам наших радио- и телеканалов не посчастливилось в детстве услышать от взрослых о том, что «у Вифлеємі, у Вифлеємі сталася новина», а зимние праздники у них ассоциируются только с «голубым огоньком», то и Поплавский с кордебалетом, и «б...дь Снегурочка», втиснутая на место Пречистой Девы, могут казаться им вполне уместными, и даже (не исключаю) «прикольными». Но, господа, неужели у вас нет детей? Неужели вам не хотелось бы, чтобы хотя бы они получили с малых лет тот культурный импульс, которого не досталось вам? Потому что как- то я сомневаюсь, что для них вы отдельно приглашаете к себе домой, например, Скрипку с «Божичами», а «пиплу» втюхиваете гнилой товар, — нет, тот же гнилой и потребляете, касатики, только запаха не чувствуете...

Что ж, надейтесь, что в следующем году будет лучше. Чего я нам всем искренне и желаю. Как говорят посевальщики — «на щастя, на здоров’я, на Новий Рік, щоб краще вродило, як торік!»

Маша ТОМАК, Ирина КОНОНЕНКО, Алена ЯХНО, Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ