Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Вокруг таких проектов должны объединяться лучшие силы»

Глеб ГОЛОВЧЕНКО — о саморегулировании медиаотрасли, юнкорах и своем «Дне»
6 марта, 2019 - 20:00

Глеб ГОЛОВЧЕНКО, секретарь НСЖУ, директор Колледжа прессы и телевидения, генеральный продюсер ТК ТАК TV, заслуженный журналист Украины, известен своей активной позицией — и как медиаменеджер, и как руководитель, который заботится о будущем украинской журналистики. Недавно в «Дне» вышло несколько материалов Глеба Александровича относительно тревожной ситуации с печатной прессой и региональным телевидением (см. № 28-29 от 15 февраля 2019 года и блог на сайте «Дня» «Каким должно быть региональное телевидение Украины?». Мы задали Глебу Головченко несколько вопросов в продолжение темы. 

«РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ СМИ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ГОСУДАРСТВО НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

— Вы активно поднимаете (в частности и в «Дне») вопрос будущего печатных изданий и региональных медиа. Как вы думаете, если ситуация будет развиваться «самотеком», в каком состоянии может оказаться наша медиасфера? Известны ли вам случаи действительно успешного разгосударствления региональных медиа, на которые стоит ориентироваться?

— Саморегулирование зависит от активности отрасли. Кто должен активизировать отрасль? Я думаю, что профессиональные организации и государственные органы, которые должны отвечать за информационную политику государства. Разгосударствление СМИ не означает, что государство не имеет собственной информационной политики. Просто оно обеспечивает ее с помощью всех средств массовой коммуникации независимо от формы собственности, да еще и во всем мире.

— А это мы вообще только учимся делать. Самоорганизация СМК должна вдохновлять журналиста на новые перемены. Такой, как сейчас, журналистика в стране не может быть. Мы должны соответствовать профессиональным стандартам МФЖ и со всем миром бороться с фейками. Наши СМК должны быть качественными согласно требованиям индекса человеческого развития.

Легко ли? Уже да. Потому что выпускники Колледжа прессы и телевидения 15 лет дают Клятву репортера, основанную на этических принципах МФЖ. И есть коллеги, которые удержались и не нарушили. Я горжусь ими. Поэтому мы должны строить информационную отрасль и прессу непосредственно по мировым стандартам.

Есть ли успешные примеры разгосударствления? Да, есть. Более 12 лет назад впервые должен был быть принят закон о разгосударствлении. Мы с Николаевским пресс-клубом и Колледжем прессы и телевидения вместе с Посольством США в Украине провели школу региональных редакторов. Мы учили персонал районных газет действовать в новых условиях рынка. Тогда, находясь в Николаевской области, председатель НСЖУ Игорь Лубченко рассказал мэру Вознесенска Юрию Гержову, что будет в реформировании прессы, и убедил не ждать, а самостоятельно выйти из основателей газеты. Тогда редактор Татьяна Туркоман стала редактором первой самостоятельной газеты, которая реформировалась добровольно, на 12 лет раньше всех. Сегодня это успешная редакция, которая прошла подготовку именно рыночных механизмов существования газеты и не только выжила, но и успешно живет и развивается. Из помещения в горсовете выехали, потому что купили новое отдельное помещение. Тираж газеты «День за днем» 11 тысяч, что для города с 50 000 населения очень высокий показатель. И 24 полосы! Вот такая реформированная газета! Горжусь, что был причастен.

Сейчас никто не захотел — ни государство, ни донор — обратиться к нашему успешному опыту подготовки редакторов к самостоятельной жизни. Имитаторы подхватили гранты на учебу, а девушки и ребята из грантовых центров научили работать в социальных сетях. Не уверен, что это даст понимание, как печатной газете выжить в условиях рынка. Поэтому мы имеем свою формулу успешности, которая построена на обучении редакций. Самоорганизация зависит и от того, кто министр отрасли, и от того, кто есть в отрасли. И очень важно срочно создать первый украинский медиахолдинг, который объединит газеты, радио и телевидение с украинской позицией. Вот к этому холдингу и присоединятся коллеги из районов, которые хотят работать в украинском поле.

«ИНФОРМАЦИОННУЮ ВОЙНУ ВЫИГРАТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛЕГЧЕ, КОГДА ЕСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕВЕЖЕСТВО»

— Уже более 20 лет Колледж прессы и телевидения проводит Международный конкурс школьных медиа. Что мотивирует вас не оставлять эту работу?

— В этом году это будет уже 22-й конкурс школьных медиа, который стал уже международным. Мотивация проведения — это воспитание нового поколения будущих журналистов. Тысячи детей по всей стране «играют» в редакции и журналиста, а затем лучшие становятся профессиональными журналистами. Во многом от медиабезграмотности нашу страну сохранил именно этот конкурс. Ведь за это время сотни тысяч украинцев прошли школу в школьных медиа, научились писать, отделять факты от комментариев, правду от фейков, научились критически мыслить. Все это Россия активно уничтожала у себя и пыталась уничтожить в Украине. В 2013—2014 году мы поняли, что это был их план. Информационную войну выиграть значительно легче, когда есть информационное невежество. За 22 года от государства мы так и не добились системной поддержки, нет поддержки и от системы образования. Игорь Лубченко, председатель НСЖУ (1997—2012) и городской голова Николаева (2000—2013) Владимир Чайка сыграли большую роль в сохранении и развитии Конкурса, дали толчок к тому, чтобы Конкурс стал международным. Команда Колледжа ежегодно приобщает всех коллег к проведению Международного конкурса школьных медиа, и это является примером саморегулирования и самоорганизации. За 22 года более 30 тысяч конкурсных работ, созданных сотнями тысяч юнкоров. Это дает воодушевление мечтать о будущем. Будущее Конкурса, юнкоровского движения в Украине, будущее информационной отрасли, в которую придут ответственные перед страной и обществом молодые журналисты, объективные и беспристрастные.

— Каким вы видите портрет современного «юнкора»? Молодого журналиста? Что определяет их основные черты?

— Современный юнкор — это активный любознательный молодой украинец, который знает, чего он хочет, который стремится к переменам, который учится отстаивать свою точку зрения перед «руководством» — учителем, директором школы. И главное, что этот юный журналист — он Патриот Украины. Это мы видим из всех материалов, которые посылают юнкоры на Конкурс.

«День» — ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ УКРАИНУ КАК ГОСУДАРСТВО...»

— Вас связывает с «Днем» давняя дружба и партнерство. Чем для вас является эта газета и ее проекты?

— «День» — это уникальный проект, который создает Украину как государство, формируя культурный и интеллектуальный уровень гражданского общества. Это коллективный организатор информационного сопротивления против российской агрессии. Огромное уважение к редактору газеты Ларисе Ившиной, которая является неутомимым борцом за лучшую судьбу нашей отрасли. Мы мечтаем о будущем, а оно уже в «Дне». Мне кажется, что вокруг таких проектов, как «День», как TAK TV должны объединяться лучшие силы. Мы вместе много прикладываем усилий для развития читателя, и это фантастика. Поэтому мы поддерживаем фотовыставку газеты «День» и благодарим за то, что и газета «День», и Лариса Ившина активно поддерживают Международный конкурс школьных медиа и всегда находят время для юнкоров.

Подготовили Виктория ВЕСЕЛОВСКАЯ, Николаев, Ольга ХАРЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ