На днях украинские медиа облетела весть о том, что Украина является территорией практически свободного от цензуры интернета. Авторы исследования Internet Censorship Aroundthe Globe (Интернет-цензура по всему миру), которое было обнародовано на сайте www.whoishostingthis.com, отнесли Украину к числу 31 страны Европы, которые ограничивают только торренты. (Торрент — это специальный сетевой протокол, позволяющий людям обмениваться файлами в интернете без необходимости закачивания файлов на сервер и последующего их хранения на нем. Нередко речь идет о «пиратском» контенте.) Согласно исследованию, в Украине не трогают ни политические, ни социальные медиа, ни порнографию.
Сведения, приведенные исследователями, не являются безоговорочными. Впрочем, этот информационный повод дал толчок для изучения текущей ситуации со свободой интернета в стране.
По данным на лето текущего года, в Украине было 22 млн пользователей интернета (статистика от компании Gemius). Согласно исследованиям поведения украинского интернет-пользователя Google Connected ConsumerStudy 2017, украинцы в первую очередь развлекаются (82%) и ищут в интернете всевозможную информацию (74%). Самыми популярными онлайн-активностями являются использование поисковых систем (91%), социальных сетей (83%) и просмотра видео (84%).
В ежегодном докладе FreedomontheNet («Свобода интернета») за 2016 год международной неправительственной организации Freedom House интернет в Украине определен «частично свободным». Наша страна в первой половине мирового рейтинга — на 25-м месте из 65-ти. Прямо впереди нас Южная Корея, Мексика и Тунис, после — Замбия, Ангола и Эквадор. Лидерами рейтинга является пятерка стран, которая состоит из Эстонии, Исландии, Канады, США и Германии. В «хвосте» разместились Узбекистан, Эфиопия, Иран, Сирия и Китай, который занял последнее, 65-е место.
Исследователи констатируют, что украинская власть за период с 2015-го до 2016 года стала «менее толерантной» к высказываниям в сети взглядов, критических к позиции Украины в конфликте на Донбассе. Поэтому, по сравнению с рейтингом-2015, Украина потеряла одну позицию.
Есть шансы, что в рейтинге FreedomontheNet 2017 Украина «сползет» еще ниже — Freedom House в текущем году громко возмущалась, в частности, по поводу блокирования российских социальных сетей и сайтов, что было введено Указом Президента от 15 мая с.г. В частности, координатор проектов Freedom House Зорян Кись отмечал, что Указ Президента нарушает право граждан на доступ к информации и их право на самовыражение.
Формально запрет, который ввел на выполнение решения Совета национальной безопасности и обороны глава государства, действительно является наступлением на свободу интернета. Но только полностью оторванные от реальности эксперты могут оценивать этот шаг сугубо абстрактно, без учета контекста событий в Украине.
Большинству украинских правозащитников и медийных организации понятна необходимость защиты от нашествия российской пропаганды и информационных спецопераций. Поэтому — к удивлению наблюдателей — решение о блокировании «ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс» и еще ряда сайтов РФ не вызвало шквала громких заявлений о наступлении на свободный интернет и свободу слова. Как констатировал «Детектор медиа», имели место «довольно осторожные комментарии в журналистских материалах и публичных дискуссиях». Международная реакция тоже не была единодушно негативной. Так, Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг тогда констатировал: «Украинская власть четко указала, что блокирование этих сайтов является вопросом безопасности, а не свободы слова».
Теоретически можно «забить» на всевозможные рейтинги и сосредоточиться на защите от российской гибридной угрозы. Но есть одно «но». Защитники свободы интернета не ошибаются в одном: право граждан на свободное общение и получение информации, в частности в сети, является одним из фундаментов современного демократического общества. Так, необходимость обеспечения обороны государства может заставить власть суживать эти права. Но одновременно пропорционально уменьшается и соблюдение государством демократических принципов, и это явление грозит, снова-таки, национальной безопасности и конституционному строю.
Можно было бы, конечно, надеяться на преданность украинской власти ценностям демократического общества и наличие во властных кабинетах понимания необходимости соблюдения баланса между защитой демократии и обороной государства. Но уже есть признаки того, что ожидать только сбалансированных решений не приходится.
Вот доказательство: в июле 2017 года народные депутаты из правящей коалиции Андрей Тетерук (фракция «Народный фронт», Иван Винник (фракция «Блока Петра Порошенко»), Дмитрий Тимчук («НФ») и Татьяна Черновол («НФ») зарегистрировали два законопроекта — №№6676 и 6688 — о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере. Документы предусматривали, в частности, блокирование сайтов без решения суда и установление интернет-провайдерами за собственные средства спецоборудования, необходимого для блокирования доступа к ресурсам или сервисам. Против этих законопроектов медийщики и правозащитники выступили уже решительно и были единодушны — введение предложенных норм «способно привести к сворачиванию прав и свобод граждан и преследованию политических оппонентов» и «подрывает саму суть права на свободу выражения взглядов».
Тогда же, в июле, оба проекта законов не нашли поддержки у депутатского корпуса и не были включены в повестку дня Верховной Рады. Но вряд ли на этом попытки ограничить свободу интернета в Украине завершатся — гибридная война продолжается, и национальную безопасность действительно нужно защищать. Как делать это, не разрушив демократию в государстве, — вопрос открытый, и не только для Украины.
Уровень свободы интернета — это тот редкий случай, когда верные и адекватные решения и в самом деле где-то посредине. Эта середина расположена где-то между традиционными убеждениями спецслужб «все запрещать и никуда не допускать» и «вокруг враги» и контраверсионными тезисами правозащитников «свобода слова и доступа к информации прежде всего» и «безопасность государства пусть горит синим пламенем, главное — права отдельного человека». Впрочем, у украинской власти, несмотря на давление с разных сторон, нет другого выбора, нежели действовать, одобряя решения, которые будут объективно необходимы и действительно взвешены. Пресловутой «зрадой» будет как уничтожение демократии в стране, так и поражение в гибридной войне с Россией, к которому могут привести не только неверные решения, но и бездеятельность.