— В чем, на ваш взгляд, основное отличие ТВ независимой Украины от ТВ УССР? Насколько полно выполняет оно свои функции: информационную, просветительскую и развлекательную? Какова, на ваш взгляд, его степень зависимости от государства?
Мыкола ВЕРЕСЕНЬ , «1+1»:
— Во-первых, тогда ТВ было одно, несмотря на три программы, а теперь телевидения много и оно почти разное. Во-вторых, ТВ стало в меньшей степени менторским, дидактичным, назидательным, хотя в большей степени, чем хотелось бы. В-третьих, оно, все-таки, объемистей отражает то, что происходит, за исключением, пожалуй, Первого Национального канала, который в наименьшей степени отличается от телевидения УССР с его пашнями, заводами, успехами, письмами трудящихся и поздравлениями руководителей страны.
Во втором вопросе на первом месте — информационная функция, а на последнем — развлекательная. Но, наверное, должны быть каналы, на которых все наоборот, хотя информационная составляющая украинского ТВ самая многострадальная, так как прозрачная информация до сих пор главная опасность для государства, кстати, как было в УССР и в СССР. То есть информационная функция не довыполняется, развлекательная перевыполняется, просветительская зависит от просветителей. Это напоминает последние годы жизни и деятельности Николае Чаушеску в Румынии, когда было много музыки, не было никакой информации и очень много просветительской пропаганды.
Степень же зависимости политических новостей на ТВ до определенной степени является тотальной. Неполитические новости относительно свободны. Все остальное зависит от вкусов высоких чиновников и тех, кого называют олигархами, то есть тех, кто владеет телевидением (хотя часто это одни и те же люди). В целом, зависимость телевидения от государства все еще значительна, но уже не критически определяющая, за исключением, опять таки, политики.
Влад РЯШИН, руководитель телеканала «Интер»:
— На мой взгляд, основное отличие состоит в том, что телевидение УССР зависело от бюджетного финансирования и являлось идеологическим инструментом того государства. Практически ни коим образом не зависело от рекламы и от реального рейтинга, а фактически — от зрителя. Впрочем, по большому счету, телевизионщиков это не очень и волновало — они выполняли конкретный идеологический заказ. Отсюда — огромное количество всевозможных публицистических проектов.
Совершенно другой подход сформировался сегодня на коммерческих телеканалах. Они, как известно, живут за счет рекламы. Рекламу же размещают только в проектах с высоким рейтингом. Это заставляет совершенно по-другому относится к своему труду, журналистов, телевизионщиков, позволяет вносить коррективы и совершенствовать программный продукт.
Александр БЕЛОВ, журналист, СТБ:
— За последние десять лет телевизионные технологии шагнули далеко вперед, поэтому главное отличие между ТВ УССР и нынешним — это техническая оснащенность. В те годы трудно было представить, что ТВ УССР видят в Европе, сегодня же наши соотечественники имеют возможность и с большим удовольствием смотрят через спутник СТБ фактически во всех европейских странах. Как журналисту, мне немного обидно, что техника стоит на первом месте, но, к сожалению, таковы реалии нашей жизни. Хотя телевизионные журналисты тоже не стоят на месте. За эти десять лет сформировалась высокопрофессиональная команда именно украинских тележурналистов, и программы, которые готовят мои коллеги, я бы смело сравнивал с некоторыми европейскими.
Изменились сегодня и функции телевидения. Все диктует рынок, а он сегодня требует качественного и объективного информационного вещания, добротного кинопоказа и развлекательных программ. Конечно, плохо, что с экранов исчезли интересные просветительские программы, но я уверен, что в ближайшее время они будут востребованы. Все зависит от финансового благополучия нашего общества, нашей страны.
Радует то, что за десять лет независимости украинское телевидение избавилось от опеки государства (за исключением государственного ТВ). Хотя очень рано говорить о полной независимости телевидения, да и прессы в целом. К сожалению, прямая зависимость от государства сменилась зависимостью от тех, для кого на сегодня ТВ — это способ манипулирования общественным мнением. Хотя сегодняшний зритель очень тонко чувствует, где правда, а где ложь, преподносимая ему как правда. И это радует. Ведь мы работаем для Его Величества Зрителя.
Даниил ЯНЕВСКИЙ, ведущий телеигры «Первый миллион» на канале «1+1»:
— Основное отличие по определению состоит в том, что в современной Украине ТВ существует, а в УССР его не существовало — если понимать под телевидением аудиовизуальное средство, знакомящее человека с внешним миром. Другими словами, в УССР — вплоть до 1991 г. включительно — существовало только и исключительно аудивизуальное средство, основным заданием которого было недопущение зрителя для участия в современных ему, зрителю, информационных потоках.
Но степень зависимости ТВ от государства чрезмерна, потому что живем по глубоко советской и, следовательно, плохой Конституции 1996 г., в которой слишком много прав у государства и слишком мало прав у телезрителей. А именно они во всем мире и являются носителями политической и экономической свободы, независимости и связанной с ними ответственности за свою жизнь.