Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

2 марта, 2001 - 00:00


— Сейчас нередко в адрес СМИ звучат упреки в том, что, увлекшись перипетиями «кассетного скандала», они мало говорят о реальной жизни страны. Согласны ли вы с таким утверждением? Если да — то каким, по-вашему, проблемам наше ТВ действительно уделяет мало внимания? Какие из них, по-вашему, являются самыми насущными? Какие — теми проблемами, в решении которых ТВ может сыграть значительную роль?

Дмитрий КИСЕЛЕВ , «Факты», «Свобода слова», ICTV:

— Наша журналистика совершенно провинциальна в том, что не уделяет внимания судьбе Украины в условиях глобализации. Глобализация — это создание фактически общемировых рынков информации, товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Это распространение конкуренции на пространство всей планеты. Это означает, собственно, мировое разделение труда. Те, кто не смогут участвовать в этом разделении труда, фактически потеряют независимость и перестанут существовать в нынешнем виде. В результате они перестанут существовать как культурные сообщества. Потому что, к сожалению, экономика развивается достаточно жестко. Если Украина найдет свою нишу в мире, то тогда Украина останется. А если не найдет, то не останется. Вот и все. Потому что картошка будет производиться там, где дешевле. И картошку будет дешевле привезти оттуда, чем произвести ее здесь, если не будет принят Земельный кодекс, если земля не станет частной собственностью, если сельское хозяйство не будет развиваться как современное крестьянское хозяйство. Украинская армия, которая в два с лишним раза больше, чем английская, совершенно небоеспособна. По сравнению с английской армией она несовершенная, средневековая, неспособна выполнять наземно-космические операции. Так вот, она не является предметом общественной дискуссии, не является предметом интересов для украинских журналистов. Украинское образование не учитывает жестоких вызовов глобализации. А это означает, что следующие поколения украинцев окажутся просто людьми второго сорта по отношению к нациям-лидерам, нациям — победителям мировой конкуренции. Так вот, эти проблемы тоже остаются вне внимания газетных статей, телевизионных передач. А идет какая- то достаточно бессмысленная возня, которую я бы сравнил с дракой в каюте «Титаника».

Иванна НАЙДА , «Репортер», «Новый канал»:

— Если такие упреки действительно существуют, то для меня это, скорее, говорит о том, что пресса уделяет «кассетному скандалу», наоборот, недостаточно много внимания. За полгода самого громкого, самого постыдного для страны скандала можно было бы понять, что речь уже давно не идет о судьбе конкретного журналиста, и даже речь не о перспективах тех, кто находится при власти (что, я допускаю, может и не волновать большинство людей). Последние полгода показали, где мы живем, как мы живем и как относится к каждому из нас власть. Соответственно, мы видим, как мы будем жить дальше, если ничего не менять. Все это знали, но так грубо и явственно нам этого не демонстрировали. Если все происходящее до сих пор не воспринимается людьми как самая что ни на есть реальная жизнь, то это проблема и СМИ.

Екатерина НЕСТЕРЕНКО , «Вiкна-кримiнал», СТБ:

— Не говорить о «кассетном скандале» вообще — невозможно. Вопрос — сколько? Дивидендов от «кассетного» дела, в том смысле, чтобы увеличилось количество зрителей телеканалов или подписка безумно выросла, масс-медиа не получили. В начале был интерес, зритель крючок проглотил, а те из политиков, кто своевременно «сориентировался» и нашел свою нишу в этом деле, начали ощущать себя по-настоящему весомыми — ибо также стали «национальными героями». Хотя, по большому счету, будет Украина с Кучмой или без него, народу, или просто обычному украинцу, «по барабану».

Почему бы, например, не поговорить о тех, кто ищет заработок за границей, но не имеет там никаких прав? И почему мы вспоминаем о таких людях только тогда, когда они погибают? Почему падают наши самолеты, тонут наши суда? Мне кажется, что мы, журналисты, должны помнить, что, кроме «кассетного скандала», будет и день грядущий. За дискуссией, чей голос ских партий, и пускай каждый сам рассудит, почему именно от них. Зрители же, насколько я могу судить, придерживаются на сей счет иного мнения. В этом меня убеждает, например, дискуссия, которая развернулась на страницах веб-сайта «Студии 1+1». Дело Гонгадзе и «кассетный скандал» — абсолютные лидеры среди обсуждаемых тем. Согласен, Интернетом в Украине пользуется не более 1% населения. Другой факт: «увлекшиеся» электронные СМИ существенно подняли свои рейтинги за последние месяцы. Т.е., «кассетный скандал» и дело Гонгадзе — это и есть та «реальная жизнь», об освещении которой так пекутся некоторые. Куда уж реальнее.

Ну и, в конце концов, о чем, позвольте спросить, говорить прессе и телевидению, если все три ветви власти ничем иным, кроме «кассетного скандала», не заняты? Администрация Президента спасает подпорченный имидж гаранта, половина парластийщик старается давать полную информационную картину дня, не зацикливаясь на одном событии. В конце концов, я не думаю, что пенсионеры, чей ежемесячный доход едва превышает 60—70 гривен, очень интересуются темой свободы слова в стране или политическими заявлениями оппозиции. Я уверен, что им гораздо важнее услышать, например, о повышении пенсий и социальной политике государства и т.д.

Кирилл ВЫШИНСКИЙ, «На самом деле», ICTV:

— Про скандалы и кризисы всегда говорить проще. Тут не надо особенно думать. Все гудит, все горит, все шумит — красивая телевизионная картинка. Кто-то из великих сказал, что телевидение — это мучения нескольких десятков тысяч людей, за которыми наблюдает несколько миллиардов. И в этом смысле с «кассетным скандана пленке, мы забыли, что делаем новости не для политической элиты, а для простого гражданина, «маленького человека». Весь мир обсуждает коровье бешенство, а у нас журналисты едут на объект «Укрытие», который может взорваться, но спрашивают не о безопасности этой пороховой бочки, а даст ли команду Президент снести палаточный городок. Польский полицейский убил нашего соотечественника, а большинство новостей начинает выпуски все с той же «большой политики». В конце концов, народ сам выбирает, что ему смотреть. И как не парадоксально это выглядит, но рейтинги неполитических программ стали опережать рейтинги новостей по «кассетному скандалу». Тем более, что добрая половина зрителей представления не имеет о том, как хотя бы выглядит цифровой диктофон.

Игорь СКЛЯРЕВСКИЙ , «ТСН», Студия «1+1»:

— Справедливости ради надо сказать, что упреки в адрес СМИ в том, что они, «увлекшись перипетиями «кассетного скандала», мало говорят о реальной жизни страны», звучат по большей части не со стороны зрителей или читателей. Я чаще всего слышал подобные заявления от представителей пропрезидентмента дежурит возле палаток, вторая половина занимается тем же, чем и Администрация Президента. Судебная власть своими решениями не устает разгонять демонстрантов, а в перерывах, дабы отвлечься, разгребает иски представителей первой половины депутатского корпуса ко второй и наоборот. Таким образом — СМИ лишь отражают, пускай с той или иной степенью кривизны, то, что происходит в обществе. Одним словом, нечего на зеркало пенять…

Александр ЛУКЬЯНЕНКО , «Подробности», «Интер»:

— «Кассетный скандал» занимает в эфире не намного больше времени, чем другие события. Просто эта тема так или иначе интересна зрителю (хотя бы тем, что для Украины это событие неординарное), сообщения о развитии скандала непременно попадают в начало выпусков — возможно, из-за этого и создается впечатление, что почти все эфирное время отечественное информационное ТВ уделяет «тэйпгейту». Хотя и других событий на ТВ-экранах меньше не стало. Можно, конечно, сказать, что некоторые каналы слишком увлеклись одним только скандалом. Думаю, «Интера» это не касается. Конечно, любой профессиональный новолом» все четко по классике. Грамотные позиции выстраивает пиар: акции, факела, сожжения. Картинка с точки зрения телевидения — лучше не придумаешь.

Но мы, в то же время, очень мало представляем себе: а что такое вообще — эта страна. Чем западная ее часть отличается от юго-восточной, от центральной? А они отличаются просто кардинально. Чем живут люди в регионах — это ведь очень важно. На юго-востоке, к примеру, безработица на крупных предприятиях, или антидемпинговое законодательство в отношении этих предприятий, или кризис в металлургической промышленности, который может возникнуть в связи с тем, что энергоносители дорожают, — это очень ударит по людям, которые живут в Днепропетровске. А это один из самых крупных городов Украины. Я уже не говорю о проблемах Донбасса, о котором вспоминают тогда, когда погибает несколько десятков горняков. Никого не интересует гибель одного-двух шахтеров. Мало кому интересна, — а по мне, это самая важная сегодня проблема, о чем говорят даже американцы, — проблема урожая. Украина с ее черноземом, как утверждают американцы, собрала в прошлом году самый худший с 1945 года урожай. Что будет в этом году — никто не понимает. Об этом никто не говорит и не хочет думать.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ