Российскую телеведущую Ксению Собчак обвинили в нетактичности и самопиаре из-за вопроса о проморолике Путина. Впрочем, многие усматривают в ее поступке проявление гражданской позиции.
Громкий скандал разгорелся в Москве после откровенного вопроса Ксении Собчак актрисе Чулпан Хаматовой на церемонии вручения золотых крылатых статуэток Национальной кинематографической премии «Ника» за 2011 год. Ведущая торжественной церемонии Собчак поинтересовалась у лауреата премии, актрисы и основателя благотворительного фонда «Подари жизнь» Хаматовой, поддерживала ли бы она Путина во время избирательной кампании, если бы не благотворительная деятельность? Поводом для этого вопроса стал активно обсуждаемый в интернете слух о том, что актрисе Хаматовой пришлось сняться в агитационном ролике Путина, чтобы ее благотворительному проекту «не перекрыли кислород».
— Если бы вы не занимались благотворительной деятельностью, стали бы принимать участие в предвыборной кампании Путина или воздержались бы от политической активности? — спросила Собчак.
На сцене Чулпан Хаматова не ответила на этот вопрос. Но вскоре в интервью российской службе ВВС заявила: «Слухи по поводу того, что меня терзали и принуждали и прикладывали утюг к груди, это, конечно, не соответствует действительности. Это мой выбор. Притом, что я аполитичный человек».
Присутствующие в зале мгновенно освистали ведущую, мол, не очень корректно задавать такие вопросы. А актер Евгений Миронов, выйдя на сцену вручать Хаматовой статуэтку, вообще заявил, что те, кто обсуждает ее в интернете, «бездельники, авантюристы, выродки, которые, сидя дома на диване, хотят как-то укусить, оскорбить». Собственно, как написала Ксения в своем блоге на «Эхо Москвы», «именно после этих слов Миронова я решила просто задать вопрос, который волновал и меня лично, и, как мне кажется, волновал многих».
— Я никому не хотела портить праздник... Но я также уважаю людей, которые ведут блоги, пишут статьи в ЖЖ и ведут, как могут, важную деятельность, направленную на продвижение ценностей свободного общества в нашей стране. Эти люди имеют право на свое мнение, вопросы и позиции относительно участия Чулпан Хаматовой в президентской предвыборной кампании. Неважно, разделяю я мнения этих людей или нет, я не считаю их «выродками и бездельниками». Я считаю, что каждый человек, независимо от социального статуса и заслуг, имеет право на мнение, — объяснила она свою позицию.
Поступок Собчак вызвал острую дискуссию в российском обществе. Часть россиян считает, что ведущая мероприятия не должна была отходить от сценария и портить этим праздник кино, другие — что Собчак абсолютно уместно спросила о причинах поддержки Путина. Во время телефонного голосования в эфире «Ехо Москвы» на тему уместности вопроса Ксении Собчак мнения радиослушателей разделились практически поровну. Зато в интернет-версии голосования две трети участников опроса сказали, что вопрос телеведущей вполне уместен.
— Ксения Собчак практически такой же раздражитель для некоторых слоев российского общества, как когда-то Анатолий Чубайс. Хор недоброжелателей завопил, что не там она затеяла «допрос» Чулпан Хаматовой о причинах ее публичной поддержки кандидата в президенты Путина! — написал в своем блоге на сайте «Эхо Москвы» журналист Анатолий Панков. — Почему критики Собчак «забыли» о провокационных словах народного артиста РФ Миронова?
Впрочем, участники дискуссии «забыли» и о том, что не Чулпан Хаматова агрессивно повела себя в ответ на вопрос.
— Меня очень огорчает, что и с одной, и с другой стороны все используют актрису. В итоге она остается крайней, которая почему-то всем должна. Одним — сняться в ролике. Другим — публично от этого отказаться. А она просто хочет спасать детей», — написала в своем блоге на сайте «Ехо Москвы» журналист Алина Гребенева. И в самом деле, в интервью ВВС Чулпан Хаматова открыто заявила, что ради помощи детям она готова идти на компромисс: «Я считаю, что не занимаюсь политикой... Я ее не понимаю, я не могу в ней разобраться. Я имею отношение к конкретным вещам, почти бытовым». Здесь есть только одно тонкое «но» — то, что политика в России именно такова и вынуждает создавать подобные фонды помощи.
— Такие вопросы являются очевидным проявлением гражданской позиции человека, который их задает. Не вижу в этом самопиара. По моему мнению, вся эта скандальная ситуация обрела огласку не столько из-за вопроса Собчак, сколько из-за отсутствия ответа у Чулпан Хаматовой.
Если бы актриса спокойно ответила, что поддержала Путина, потому что симпатизирует ему, не было бы никаких проблем. Вообще, эта ситуация подталкивает к размышлениям: мы все время пытаемся оправдать позицию приспособленцев от интеллигенции тем, что они делают «малые дела».
Не забываем, что этим они фактически поддерживают систему, которая уничтожает миллионы человеческих перспектив и тысячи человеческих жизней. Когда Миронов предлагает поддержать Путина, он таким образом, возможно, спасает свой Театр наций, но одновременно поддерживает систему отсутствия перспектив для российской молодежи, — считает главный редактор телеканала «ТВі» Виталий ПОРТНИКОВ. — Среди российской интеллигенции часть людей в полной мере довольны тем режимом, в котором они живут. А живут они в режиме «бабочек» — однодневного восприятия ситуации. Они не думают, что будет завтра, что будет после них.
По мнению Виктории СЮМАР, медиа-эксперта и исполнительного директора Института массовой информации, эта ситуация имеет две стороны: с одной — возможность для Собчак, так сказать, попиариться, с другой — действительно проявить свою гражданскую позицию:
— Ксения однозначно понимает информационные тренды, знает, что именно скандальные темы привлекают наибольшее внимание.
А в этом случае тема сверхскандальная, ведь Россия все более политизируется. Конечно, Ксения Собчак это прекрасно понимает.
Эта тема добавляет ей рейтинга. Но с другой стороны, ввиду того, что у Собчак свои отношения с российской властью, умение говорить правду, озвучивать действительно важные вопросы, которые вертятся на языке у многих людей, — это проявление новой генерации личностей.
Называть вещи своими именами и говорить откровенно, спрашивать в глаза о проблемах, которые беспокоят большинство, но это большинство боится их даже озвучить, как по мне, — позитивный признак нового поколения людей, тех, кто сегодня не хочет молчать.
Мустафа НАЕМ, журналист «Украинской правды», телеведущий «ТВі»:
— Мы точно знаем, в каком положении находятся средства массовой информации в России.
И при этом, если какой-то человек (не важно, кто это, даже последний бомж) задает откровенный вопрос и хочет услышать общественно важный ответ на него, это называют не очень нормальным явлением. Ксения Собчак спросила не о нижнем белье, а о важных для российского общества вещах.
Граждане должны знать, как власть добивается благосклонности известных публичных людей. И какая разница, где спрашивать? Это же не церемония захоронения.
Своим вопросом Ксения никого не оскорбила. В России любую возможность узнать правду максимально нужно использовать. Меня вообще неприятно удивило поведение Чулпан Хаматовой.
Если бы она спокойно ответила, мол, Ксения, я считаю вопрос неуместным, но меня никто не вынуждал, — все другие вопросы отпали бы сами собой.
PS: Интервью с Чулпан Хаматовой читайте в статье Чулпан Хаматова: «Все, что есть сегодня, было очевидно уже 10 лет назад»