«...в Ростов свезли всю кремлевскую медиамашину. Поэтому я лично рассматриваю это действо в качестве очередной пиар-акции о «нелегитимной киевской хунте» в годовщину Евромайдана», — написал Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко накануне «дистанционного» допроса Виктора Януковича.
Так и вышло.
Замысел Кремля сработал, и даже лучше, чем было задумано. Вместо одной серии реалити-шоу «Допрос Януковича» на экраны вышло целых две: пресс-конференция и собственно показы экс-президента в прямом эфире.
Никакой юридически обоснованной потребности проводить общение суда с важным свидетелем именно таким способом, в прямом эфире, не было. Если была необходимость снять показания у бывшего президента, то, как утверждают эксперты, нужно было направить специальную рабочую группу в Ростов-на-Дону и провести все необходимые действия непосредственно на месте. Формат дистанционного допроса «под камеры», по мнению многих правоведов, вообще не соответствует требованиям Криминально-процессуального кодекса Украины.
Более того — в любом нормальном суде судья останавливает свидетеля, который говорит не по сути. Януковича никто не останавливал, следовательно, он воспользовался случаем и озвучил бесконечный поток заранее подготовленных (российскими политтехнологами) заявлений, в том числе и обвинительного содержания. Во время просмотра шоу «Святошинский суд вызывает Ростов-на-Дону» периодически появлялось ощущение, что именно Янукович, а не представители украинского правосудия, выступает то в роли прокурора, то в роли судьи.
Поэтому иначе чем спектаклем, срежиссированным не в Украине, «допрос» Януковича в Ростове-на-Дону назвать нельзя.
Каковы результаты публичного допроса Януковича, трансляции его пресс-конференции и мощного обсуждения этих событий в СМИ?
Первый — легитимация экс-президента как части украинской политической реальности. Экс-президент уже вернулся в информационное поле, стал полноправным ньюсмейкером. Следующим шагом будет включение фамилии «Янукович» в список политических лидеров или даже кандидатов в президенты Украины во время следующих социологических опросов.
Второй — продвижение т.н. «другой точки зрения» на события на Майдане. «Картина мира» от экс-президента (читай: Кремля) — нет невинных жертв, нет «Небесной Сотни», есть «гражданский конфликт», в котором нет априори «правых и виноватых», — впервые получила широкую информационную поддержку в СМИ.
Третий — появление Януковича на голубых экранах в домах украинцев отвлекло граждан от текущих проблем. Неполученный безвиз, обстрелы, продолжающиеся в зоне АТО, заоблачные тарифы на коммунальные услуги — все отошло на второй план. Благодаря Святошинскому суду и СМИ люди увидели подзабытый объект своей ненависти, и чувства воспламенялись с новой силой.
Есть мнение, что именно этого эффекта ожидала нынешняя украинская власть: народ послушает Януковича, увидит, какой он плохой, и станет более снисходительно воспринимать Порошенко.
Возможно, кто-то так и планировал. Но пиар-акция Кремля — это по определению часть гибридной войны против Украины. Если кто-то из нынешних власти предержащих и хотел получить дивиденды от реалити-шоу с Януковичем в главной роли, у него это не вышло, и не могло выйти.
До сих пор нет ни одного конечного приговора суда ни по избиению митингующих 30 ноября, ни по расстрелу Небесной Сотни. Никто из бывших высокопоставленных должностных лиц все еще не ответил за гибель людей. Вместо расследования видим политические обвинения, причем каждый раз появляются все новые и новые фигуранты с известными фамилиями в качестве главных виновников трагедий ноября 2013-го — января-февраля 2014 года. И тут на фоне этой беспомощности украинского правосудия появляется бывший руководитель государства, который возмущается, разоблачает, обвиняет.
Какие выводы могли в этой ситуации сделать люди, прослушав выступление экс-президента?
A. Часть власти сдала идеалы Майдана и договорилась с россиянами и Януковичем. Поэтому его «выпустили на телевизор».
B. Одна часть украинской власти договорилась с Путиным и воюет против другой части украинской власти с помощью Кремля и его агента Януковича.
C. Власть в Киеве ни на что не способна, и потому Янукович и его хозяева делают с правосудием и с информационным пространством Украины то, что им заблагорассудится.
В сухом остатке от фарса под названием «допрос ростовского свидетеля» — и это четвертый результат пиар-акции Кремля — вся киевская власть получила только унижение и дискредитацию, а страна — дополнительную дестабилизацию и рост угрозы реванша «бывших».
Почему и зачем отечественные медиа так рьяно транслировали и так много времени обсуждали выступление экс-президента? Они не понимали последствий или были заангажированы и настроены указаниями «сверху» именно на такое освещение событий?
Отвечая на этот вопрос, нужно принимать во внимание, что для наших СМИ, которые увлечены «стандартами объективной журналистики», является абсолютно нормальным транслирование даже откровенно враждебных по отношению к Украине заявлений и предоставление трибуны откровенным врагам. Поэтому появление Януковича в эфире и на страницах украинских медиа не является какой-то неожиданностью. Но после наблюдания настолько широкого, чрезмерного присутствия экс-президента в информационном поле возникает подозрение относительно срежиссированной пиар-кампании «легитимного» по указанию владельцев медиахолдингов после каких-то «договорняков» то ли с Администрацией Президента, то ли с Кремлем. Впрочем, зная, как устроена и работает система СМИ в Украине, также можно поверить, что многие журналисты просто хотели сделать рейтинговые передачи, не задумываясь об эффекте от своих действий и своей ответственности за них.
В итоге российская гибридная спецоперация была выполнена «на отлично» — благодаря украинскому правосудию и, к сожалению, украинским медиа.