Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Время «эпохальных» сюжетов

25 апреля, 2003 - 00:00


Близится период праздников. Порой — из-за отсутствия событий — информационные выпуски состоят из сюжетов-не-слишком-актуальных-проблем, сюжетов-лирических-зарисовок. В то же время, именно в такие дни новости разных каналов более заметно отличаются друг от друга. У профессионалов есть свои наработки, как пережить новостийный штиль. Итак, вопрос «Дня»: ? «КАКОВ ОПТИМАЛЬНЫЙ ФОРМАТ НОВОСТИЙНЫХ ВЫПУСКОВ В ПРАЗДНИЧНЫЙ ПЕРИОД?»

Кирилл ЛУКЕРЕНКО, шеф- редактор информационного вещания «Нового канала»:

— Действительно, праздники не являются классическим периодом информационного штиля, или «сезона кислых огурцов», как его называют немецкие журналисты. Ведь каждый праздник сам по себе является новостью — это абсолютно уникальное действо, о котором чрезвычайно интересно рассказывать. Если о Пасхе или Первомайских празднованиях сообщают квалифицированные журналисты, из разных городов, о разных аспектах — такие вещи люди готовы смотреть. Здесь важна не просто сухая информация, а зрелище. Нужно только его умело подать.

Классический информационный штиль, как правило, совпадает с летними отпусками, когда и аудитория, и журналисты наслаждаются общением с природой и свежим воздухом, а не с «ящиком» в полутемной комнате. Неделю отдыха на Пасху и майские праздники, конечно, все по возможности проводят подальше от закрытых помещений и телевизоров. Но и пропорции отлива за город здесь не такие, как летом, и весна не такая теплая, как большинство из нас хотели бы. Поэтому телевизор смотреть будут, и поэтому к праздникам нужно заблаговременно готовиться.

На праздники особенно увеличивается роль международных отделов, появляется возможность осветить те события, которые нередко остаются в стороне от редакционного внимания в связи с большими объемами украинских событий. Наконец можно обстоятельно рассказать о забастовках в Венесуэле и Аргентине, уделить больше внимания волне нетипичной пневмонии в Азиатско-тихоокеанском регионе, наконец можно сделать обширный материал о жизни простых эскимосов или бедуинских кочевников. Новости выходных дней — это более тщательный и глубокий рассказ об окружающем нас мире. Если этот рассказ нравится зрителям — у них и у нас, телевизионщиков, прекрасные выходные. Все счастливы.

Татьяна ФЕДОРИВ, выпускающий редактор ТСН («1+1»):

— В общем, это ошибочное мнение, что в новостях могут существовать совершенно «мертвые сезоны». Вспомнить хотя бы прошлый август — когда две трагедии подряд (сначала разбился самолет Башкирских авиалиний, потом трагедия в Скныливе), к сожалению, еще раз доказали, что бедствия в отпуск не ходят. В отпуск ходят чиновники — и если новости строить только согласно графику их работы, то, конечно, рассказывать не о чем (Верховная Рада не работает, Президент в Крыму и тому подобное). Но это совсем не значит, что нет новостей, представляющих интерес для общественности, для зрителя. Понятно, что каждый канал в своем «редакционном портфеле» (как говорят теоретики от журналистики) имеет «эпохальные» сюжеты, не теряющие актуальности неделю, а то и месяц. Такое действительно может быть. Однако в украинских теленовостях это иногда приобретает странные формы, когда в спокойные дни в эфир выдают сюжеты, которые бы при других обстоятельствах никогда не показали, — в связи с их низким качеством. И это пагубнее всего для новостей. ТСН имеет на праздники качественные и эксклюзивные материалы — например, серию материалов Юлии Бориско и Наталии Фицич о беде с украинской книгой или репортажи Леси Сакады об украинцах, живущих в таких традиционно «украинских» российских регионах — Тюмени, Карелии, Москве. Праздники и выходные — это также удобный случай для того, чтобы посмотреть на эти проблемы глубже (журналист имеет больше времени на сюжет, а зритель — на его обдумывание).

А относительно того, какими должны быть новости на праздники (кроме экстремальных событий), то новости должны быть правдивыми, как и в остальные дни. Впрочем, Пасха, Рождество — это действительно большие праздники, которые отмечают едва ли не все зрители, поэтому рассказывать о них нужно обязательно. И начинать такими сюжетами новости на коммерческих каналах — вполне нормально. Не для того, чтобы положительно зрителя настроить, а чтобы ответить на его ожидание.

Анна БЕЗЛЮДНАЯ, «Профи-ТВ»:

Понятно, что в праздники — новости в большей степени «лайфовые», чем в обычные дни. Политическая жизнь практически замирает, и есть возможность показать документальные истории, которые не являются новостями, но не оторваны от жизни. Просто они не являются событием одного дня и не устаревают за несколько дней. Новости грешат поверхностностью. Возможно, в такой период имеет смысл поставить подробный «разворот» темы, популярной в течение месяца. Наверно, не стоит рассказывать только о конкретном празднике. И в такой день может произойти что-то не менее значительное. Именно такой формат преобладает в этот период, и я в этом не вижу ничего плохого. Тем более, что зритель в праздничные дни настроен на другой темпоритм, чем в будни.

Если журналисты планируют в праздники «выкручиваться», им вообще не стоит делать новости. Искать и подавать новости — это особая профессия. Новости происходят каждый день. А те, кто этого не видит, снимают разные сюжеты про кошек и собак и считают, что это — выход. Важно увидеть новость, но это зависит от профессионализма команды.

Александр ПИЛИПЕЦ, выпускающий редактор информационно-аналитической службы телеканала «Интер»:

— Информация — как воздух: она — везде. И дело только в умении журналиста обработать ее и подать. В общем, все сводится к таланту журналиста. Если он — профи, для него не составит труда написать материал, который будет интересен зрителю. Поэтому я считаю, что как таковых, «новостийных штилей» не бывает. Попросту в праздничные дни не хочется «забивать» головы зрителей тяжелыми материалами. Хотя бывают исключения, жизнь всегда вносит свои коррективы.

Самый оптимальный формат новостийных выпусков в праздничный период — интересные выпуски, состоящие из интересных сюжетов, которые делают интересные люди. Это, пожалуй, самое главное. И вообще, журналист, если он неинтересен как человек, — не журналист.

А если говорить о хронометражах, размещении в сетке вещания и т.д. — это чистая математика, это не должно ставиться во главу угла.

Кстати, всех с праздниками!!!

Подготовила Катерина ДЯДЮН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ