Объехав и исходив, пока была хорошая погода для фотосъемки, все интересные для меня места в Воркуте и в ее окрестностях, только тогда я позвонил по телефону главе Воркутинской общественной организации «Украина» Валерию Стасюку. Услышав, что я уже несколько дней в Воркуте, Валерий Дмитриевич даже немного рассердился: «Мы же для вас здесь не чужие люди...» О том, что набор журналистского материала — это импровизация, будто в джазе, я промолчал.
Вскоре мы сидели за столом в «Украинской хате». Это — красивое современное помещение из нескольких комнат в Центре национальных культур Воркуты, что состоит из «двора» (стены этой просторной комнаты разрисованы красивыми украинскими пейзажами), прихожей, горницы, кабинета-канцелярии и кухни.
Когда я, развернув географическую карту Российской Федерации, начал рассказывать нашему земляку о своем завершающем маршруте от Чукотки до Кольского полуострова, то быстро понял, что Валерий Дмитриевич очень хорошо знает побережье Северного Ледовитого океана и прилегающие к нему арктические районы. Спросил удивленно: «Вы что, ходили там пешком?», и услышал в ответ:
— Я 17 лет занимался охраной государственной границы Советского Союза от реки Колымы (поселок Черский в Северной Якутии) вплоть до Архангельской области (остров Колгуев в Баренцевом море). А потому все эти места, где вы были недавно, я знаю, как свои пять пальцев. Свою офицерскую службу по окончании Алма-Атинского пограничного училища начинал лейтенантом в Грузии на границе с Турцией, а завершил три года тому назад в Воркуте в звании полковника на должности начальника штаба отдельного Арктического пограничного отряда. Теперь работаю начальником городского управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а также возглавляю Воркутинскую общественную организацию «Украина», потому что очень люблю петь украинские песни и собирать вместе своих земляков, чтобы разговаривать на родном языке, развиваться культурно и духовно. Из 117 тысяч нынешних жителей Воркуты приблизительно 25 тысяч — украинцы. А раньше было еще больше.
— Интересно, откуда вы родом?
— С Хмельнитчины, из села Поповцы Летичивского района. Оттуда родом и моя жена Татьяна, мы с ней учились в одном классе. Наша семья была в чужих краях, словно маленькое землячество, а теперь у нас в Воркуте есть большое украинское землячество. Главная ударная сила в нем — хор «Северное сияние», который выступал и в Киеве, во Дворце «Украина» в 2005 году на IV Всемирном форуме украинцев. Еще в 1999 году по инициативе участника этого хора Михаила Федьковича в Воркуте прошел I Фестиваль украинской песни «Червона рута». Теперь этот фестиваль (приуроченный ко дню города Воркуты — 26 ноября) имеет статус республиканского, в нем принимают участие украинские ансамбли не только из разных городов Республики Коми, но и из Нового Уренгоя, Якутии и даже из нашего украинского Запорожья.
Об украинской диаспоре в Воркуте можно написать очень много, потому что для меня, как для журналиста, было незаурядным открытием удивительные биографии наших земляков, их мужество, непокорство судьбе и глубокая любовь к Украине. Но процитирую лишь письмо главы администрации Воркуты В. Будовского от 2008 года: «Уважаемый Валерий Дмитриевич! Уважаемые участники хора «Северное сияние»! Вместе со своими поклонниками вы сделали украинскую песню достоянием нашей многонациональной Воркуты, тем самым пропагандируя искусство и культуру украинского народа. Высшей оценкой вашего творческого труда стали переполненные залы и восторженные аплодисменты зрителей всех поколений...»
Интересная деталь: участников хора «Северное сияние» и других активистов художественной самодеятельности поддерживают не только спонсоры-украинцы, но и россиянин Василий Советников, грузин Бижан Чхетия, дагестанец Руслан Магомедов... «С вашими песнями и танцами легче и интереснее жить», — так объясняют они свое отношение к украинским артистам.
И еще одно. Когда хор «Северное сияние» исполняет песню «Реве та стогне Дніпр широкий...» на слова Тараса Шевченко, все в зале встают и аплодируют стоя.