Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вырваться из пут

В новой Программе информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции — старые ошибки
17 июля, 2008 - 19:20

В соответствии с соцопросами, большинство населения Украины против евроатлантического направления внешней политики нашего государства. Причиной, скорее всего, является недостаточное количество знаний и информации у граждан, мощная пропаганда восточных соседей против направления по такому курсу.

В условиях информационной экспансии со стороны России, когда поддержка общественностью направления евроатлантической интеграции остается совсем низкой, нашей стране необходимо разработать план действий, направленный на создание объективного имиджа НАТО и ЕС, на информирование населения, которое имеет право получать доступную, незаангажированную информацию в надлежащем объеме.

9 июля состоялись Комитетские слушания «Государственная целевая программа информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины на 2008—2011 годы». К обсуждению были привлечены представители профильных министерств и неправительственных организаций, члены Комитета ВРУ по вопросам европейской интеграции.

Надо отметить, что Программа информирования была принята в Украине еще в 2004 г. и длилась до 2007 г., но, к сожалению, своей цели не достигла и практически провалилась. Обновленный документ базируется на качественно новом механизме координации, контроля, кадрового и финансового обеспечения выполнения Программы.

Программа 2008—2011 гг. преследует цель повысить уровень информированности общественности по вопросам европейской интеграции Украины, создать стабильное проевропейское большинство в украинском обществе. Внедрение Программы будет осуществляться по большей части путем проведения информационно-просветительской деятельности. Среди первоочередных задач, определенных документом, есть мониторинг общественного мнения, разработка и внедрение действенного механизма информирования населения, создание авторитетной экспертной среды по вопросам евроатлантической интеграции. Ожидаемыми результатами являются также нивелирование стереотипов о сотрудничестве Украины с Организацией Североатлантического договора, появившихся под влиянием односторонней пропаганды.

Возглавлять Программу будет первый заместитель председателя Госкомтелерадио. Координацию деятельности по выполнению Программы и проведению мониторинга обеспечивает Госомтелерадио, который должен создать координационный совет из числа представителей заинтересованных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, общественных организаций, СМИ и народных депутатов Украины.

Члены совета ежегодно будут обобщать отчеты о выполнении мероприятий Программы, будут обсуждать проведенную за год работу на общественных слушаниях и будут подавать отчет в Кабинет Министров до 15 февраля следующего года.

Однако остаются нерешенными вопросы, которые ставят под сомнение успешное функционирование Программы. Среди таких вопросов, в первую очередь, ее финансирование: выделенных средств не достаточно для эффективного выполнения всех предусмотренных мероприятий. Во- вторых, были учтены не все недостатки предыдущей Программы, не проводились предварительные исследования, а опыт стран, ставших членами ЕС недавно, не учитывался (а надо было бы). В-третьих, не проведены мероприятия противостояния возможным «антинатовским» кампаниям, в нашей стране чрезвычайно сильным.

Мы поинтересовались мнением экспертов о новой Программе.

Ольга ГЕРАСИМЬЮК , член Комитета по вопросам европейской интеграции, глава подкомитета по вопросам сотрудничества с НАТО и АЗЕС.

— Можно ли считать Программу качественно новой и подтвердятся ли ожидания, связанные с ней?

— Как было уже сказано, эта программа нуждается в серьезной доработке. Она может считаться усовершенствованной, но концептуально она стара. Критика предыдущей программы сдерживала содержание новой, и ее ошибки, к сожалению, никак не были учтены... Я боюсь, что при таком подходе мы, в конце концов, будем иметь ту же картину, на что не имеем права. В частности, Комитет по вопросам европейской интеграции и подкомитет по вопросам сотрудничества НАТО и АЗЕС, который я возглавляю, активно обсуждают этот вопрос и, должна сказать, к этому проекту у нас серьезные претензии. Во-первых, ожидаемый показатель поддержки государственной политики присоединения Украины к НАТО — 36%, установленный в Программе, очевидно нереально достичь в 2008 году (сейчас поддержка составляет 21%). Во-вторых, объемы финансирования очень низки: 260 тыс. грн. на проведение 10 (!) футбольных матчей между молодежными командами Украины и государств-членов НАТО, а на проведение в каждом полугодии общенациональных исследований отношения населения к политике евроатлантической интеграции планируется выделить всего 100 тыс. грн. И это только основные замечания! Поэтому, без сомнения, стоит неоднократно пересматривать Проект и совершенствовать его.

Вадим КАСТЕЛЛИ , режиссер документального фильма «НАТО: свой или чужой?»

— Что, по вашему мнению, стоило бы взять из зарубежного опыта при разработке Программы?

— Из зарубежного опыта стоило бы взять неординарные пути разговора с общественностью... Это то, чего нам недостает. Светлых голов в Украине много и придумать пути, которыми можно продвигать тему НАТО, не так уж и сложно. Для примера лишь несколько способов: художественные фильмы, в которые введена тема сотрудничества «хороших парней» с «хорошими парнями» из других стран против «плохих парней» (условно говоря); театрализованные представления, в том числе и уличные театры, которые на самом деле могут собирать население малых городов, поселков... — и что реально сделать. То, что в Эстонии называлось «натовский джип», когда одна машина ездила по маленьким поселкам, городкам и там устраивала, опять же таки, разные театрализованные песенные представления. У нас это может быть не джип, а, например, автобус или даже поезд — т.е. это на самом деле творческие пути того, как начинать говорить с населением, которое разуверилось, которое устало от того, что оно считает пропагандой... Поэтому сегодня нужно находить совсем новые методы...

КСТАТИ

Похожие процессы происходят и в Грузии. На сегодня мы — две страны, для которых вопрос евроатлантического сотрудничества является одним из первоочередных во внешней политике. Надо признать, что в Грузии успехи в решении проблемы информирования населения более значительные. В этой стране поддержка населением вхождения в НАТО сейчас составляет 77%. Основные партии Грузии в 2006 году подписали Меморандум, в котором поддерживают вхождение страны в НАТО. В государстве создан специальный центр, который занимается информированием населения о НАТО и об отношениях Грузии с НАТО. Структура состоит из 15 штатных работников, 200 добровольцев и около 12 практикантов. Есть также три региональные представительства, которые отвечают за отдельные территории. После реорганизации в 2007 году Центр перешел под административную ответственность министерства обороны, тесно сотрудничает с Дипломатическим корпусом и министерством иностранных дел. Каждый год составляется план мероприятий, которые необходимо выполнить, а после их выполнения соответствующая информация предоставляется Дипломатическому корпусу, правительственному и неправительственному секторам, журналистам. Работа проходит в форме встреч с общественностью. Организовываются пресс-конференции, круглые столы, претворяются в жизнь широкомасштабные проекты. Стоит отметить, что в Грузии все же смогли наладить полноценный диалог с обществом, что значительно увеличило поддержку внешней политики страны.

Анна СЛЕСАРЕВА, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ