В наше время сочетание текста и визуального компонента стало практически аксиомой любого сообщения. Но бывают такие случаи, когда рисунки или фото уже содержат в себе историю, превращаясь в мощный и емкий образ. Именно с такими вдумчивыми работами и знакомит читателей на протяжении многих лет газета «День». Одним из выдающихся художников, чьи карикатуры нередко на наших первых полосах характеризуют текущую ситуацию в Украине, является художник из... Санкт-Петербурга Виктор Богорад. Накануне его дня рождения «День» расспросил мастера, что нового принес этот творческий год и как сейчас обстоит ситуация с карикатурой в мире.
ПОВЕСТВОВАНИЕ КАРТИНКАМИ
— Этот творческий год, похоже, был также продуктивным. Надеемся, уже скоро выйдет ваша новая книга «Coffee in bed». Расскажите, почему выбрали именно такую тему.
— Я каждое утро начинаю с кофе. Рисовал картинки на эту тему, а когда их набралось достаточно много, более 300 штук, возникла мысль, что вообще-то можно сделать и книжку. Отобрал 190 рисунков и выстроил их: одна картинка цепляет другую, получилось как некое повествование, которое можно «читать». То есть это не просто случайный набор картинок. Надеюсь, это почувствуют те, кто будут читать «Coffee in bed».
У меня нашелся спонсор — итальянская кофейня в Санкт-Петербурге, которая решила издать эту книжку, вроде как реклама заведения. Этот ресторан-кофейня находится прямо на Невском проспекте, там очень много иностранцев. Поэтому хорошо, что книга практически без слов, и название на английском: ее может понять и китаец, и итальянец, и наш соотечественник. Очень удачно, что спонсоры заинтересовались, им понравились рисунки. Ведь цветная книга — это дорогое удовольствие. И, скорее всего, что она действительно выйдет в этом году.
— Также вы иллюстрировали «Словарь для интеллектуального общения».
— Ко мне обратился автор, я сделал 10 полосных иллюстраций к этой книжке. Она являет собой приблизительно то, что поляки называют «фражки» (две остроумные стихотворные строчки, афоризм). Автор собрал эти фразы, с которыми можно общаться в разных ситуациях. Поэтому книга и называется «Словарь для интеллектуального общения». Она очень симпатично выглядит.
После того как я поместил сообщение в фейсбуке об этой книжке, совершенно удивленный автор написал мне, что в Доме книге за один день было продано 100 экземпляров (и это только в одном магазине!). Это, конечно, очень здорово. Он сказал, что издательство будет делать второй тираж.
ПОЛЕЗНЫЙ СИМБИОЗ МЕЖДУ ХУДОЖНИКОМ И УЧЕНЫМ
— Вы также продолжаете сотрудничество с книжной серией «Азбука понятий». Что нового в этом году?
— Да, это замечательная серия. Сейчас уже вышла девятая книжка под названием «Война». Суть серии в том, что профессора Европейского университета, который существует и в Санкт-Петербурге и в Москве, берут некое понятие — война, авторитет, демократия — и начинают пояснять, рассказывать его историю в философском плане: откуда появилось, когда, что вкладывалось в каждое время в это понятие. Это научно-популярные книжки, но поскольку там столько ссылок, с моей точки зрения, это философский труд в сокращенном варианте.
В каждой книжке 10 моих иллюстраций. У меня уходит недели две, три, чтобы их сделать, иногда выходит быстрее. Причем иллюстрации привязаны к определенному месту в тексте. Я называю их «смазкой»: все очень серьезно, а мои работы — немного ирония по отношению к этой серьезности. Для меня это очень интересно. Я узнаю многие вещи, которых раньше не знал.
Они очень хорошо относятся к тому, что я делаю. Потому что текст — это, конечно, здорово, но запоминается иллюстрация, зрительный образ этого текста. А вспоминая образ, люди вспоминают и текст. Это очень полезный симбиоз между художником и ученым.
Я в свое время, наверно, лет пятнадцать назад, оформлял учебник по метрологии и стандартизации — «Введение в управление качеством» (там были практически одни формулы, понятия). Так вот, с тех пор понял, что могу рисовать ко всему — от формул до философских трудов. Главное — не бояться.
— Еще, на Baltic book art biennale 2018 была представлена ваша работа — иллюстрация к книге «Где кольцо у парашюта» Леонида Песка.
— Это была выставка художников-иллюстраторов, большинство из них не карикатуристы. Очень интересно смотреть их работы, общаться.
Книгу «Где кольцо у парашюта» можно читать с любого места. Это маленькие эссе-размышления. Написал ее мой друг, с которым вместе учился в институте и даже, можно сказать, сидел за одной партой. Он уехал в Штаты, написал пару книг и несколько из них я оформил.
Предыдущая книга называлась «Музыка для падающего лифта», а эта — «Где кольцо у парашюта». На ней, кстати, внизу написано: «Я не знаю, я сапер». У них небольшой тираж, но они хорошо продаются. Знаю, например, что самые лучшие читатели этих книг почему-то на факультете психологии университетов. Психологи читают их, анализируют.
«ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЫ В РОССИИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ»
— Как сейчас с возможностями для творческой реализации? Видела, что вы оформляете журнальные иллюстрации, обложки книг...
— Есть некая востребованность в иллюстрации книг. Но почти отсутствует востребованность в карикатуре. Карикатуру как слово, я уже не говорю как жанр, просто боятся. Это связано с нашей обстановкой. Например, напечатали карикатуру. А у нас есть закон об оскорблении чувств верующих, и, предположим, человек говорит «я верующий, меня это оскорбило», требует возбудить уголовное дело. И хоть человек не доказывает, что он верующий, как его это оскорбило, это может быть использовано как повод, чтобы власть давила на прессу. Этим замечательно пользуются.
Можно сказать, это фактически вариант цензуры, причем серьезный: могут не возбудить уголовное дело, а могут возбудить. А еще могут так трактовать: «Данная карикатура оскорбляет не только верующих, а и определенные группы населения». Например, полицейских. И все — возбуждаем уголовное дело. Поэтому очень боятся карикатуры, а политической карикатуры в России практически нет. Я могу только позавидовать, что вы печатаете у себя в Украине. Здесь это практически невозможно.
— Есть ли спрос на карикатуру в мире?
— Конечно, есть. Но возникли проблемы, особенно после 2015 года, когда было нападение на «Шарли Эбдо». Я был во Франции на фестивале редакционных карикатуристов, там были представители 35 стран. Проводило это французское общество «Мемориал». Практически все в один голос говорили, что после «Шарли Эбдо» карикатура стала элементом политики. Раньше такого не было, что из-за нее начинали убивать или сжигать храмы. Сейчас это происходит. Поэтому карикатура стала довольно опасной.
«ИНТЕРНЕТ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ КАРИКАТУРИСТУ РИСОВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ»
— А меняется ли карикатура в связи с новыми технологиями?
— Конечно. Во-первых, она становится благодаря технологиям более разнообразной. Во-вторых, ко мне, бывает, обращаются — «у вас есть оригинал?». А у меня оригинала нет, потому что я рисую картины на бумаге, потом их сканирую, обрабатываю в компьютере, и у меня конечный результат не существует в физическом виде. Я могу его только распечатать. Благодаря компьютеру можно сделать довольно сложные вещи, на которые раньше у меня ушло бы очень много времени.
Технологии развязывают руки и карикатуристу. Потому что я сижу в Санкт-Петербурге и могу рисовать, предположим, для газет из других стран. И мне не обязательно приходить в редакцию, чтобы занести картинку, я могу ее отослать. Так же и другие карикатуристы.
Кроме того, когда появился интернет, возникла возможность выставить там свои работы. И количество людей, которые ее увидят, значительно увеличилось. И не только среди подписчиков, ведь они могут и перепостить ее уже у себя на фейсбуке.
Например, картинка с наибольшим количеством перепостов — карикатура, которую я нарисовал давно, еще когда Советский Союз вел войну в Афганистане, 80-е годы. Картинка была следующая: солдат — в атаку, его насквозь пробивает пуля, летит дальше и превращается в медаль на форме офицера, который идет за солдатом. Почему-то эта работа нашла большой отклик. Причем много перепостов было с Бирмы. В тот момент, когда я опубликовал это на фейсбуке, там ушли военные от власти. Наверно, этот факт тоже повлиял.
Я никогда не был в Бирме, а картинка моя туда попала, ее смотрели, оценивали. Поэтому интернет дает возможность карикатуристу рисовать и показывать. И не только подписчикам газеты, с которой он сотрудничает, а практически всему миру. У меня много друзей-карикатуристов с разных стран. Я воспроизвожу их работы, а они — мои. И рисунки расходятся по всему миру.