На украинских телеэкранах появляется все больше документальных эссе и телехроник о героических поступках наших военных на Востоке во время боев, несении службы на блокпостах, их быте. Документалисты же «Першого Національного каналу» на днях представили ленту немного о другом — они попробовали передать общий психологический, духовный, моральный и философский портрет человека в условиях войны и его несокрушимую внутреннюю силу. От замысла представить совокупный «портрет» военного родилась документальная картина «Я — війна», автором и режиссером которой выступила Снежана ПОТАПЧУК, оператором — Светлана КОВАЛЬ. После резонанса от ленты «Я — війна», съемочная группа начала работу над продолжением проекта, запланировав сделать еще два фильма такого же идейного направления.
«Мы снимали хронику войны с самого ее начала. В зоне АТО работаем с 23 мая 2014 года. Сначала ездили с оператором Анной Кудрявцевой, теперь — со Светланой Коваль, иногда я выезжала сама, — рассказала в комментарии «Дню» режиссер картины Снежана Потапчук. — Жанр в данном случае диктуем не мы. Я люблю образ, недосказанность и поэтику в документальном кино. Но это не о ситуации на Донбассе. Важно понимать время, место и обстоятельства. С самого начала антитеррористической операции мы пытались углубиться в этот процесс, вникнуть, чтобы понять его природу. От этого, собственно, понимания, и рождается мысль, а в конечном итоге — образ будущего фильма. Сначала мы фиксировали на камеру практически все, что видели... Иногда приходилось снимать скрытой камерой. И выдавали это в эфир. Материал диктовал форму и жанр подачи — это были записки документалиста. Сейчас же мы почувствовали, что можем поговорить со зрителем не только о видимых вещах, но и о человеке в условиях войны. Для меня эта идея является более важной и теперь более актуальной, хотя и более сложной в воплощении».
По словам Снежаны, сначала военные не слишком охотно шли на контакт со съемочной группой, но когда раззнакомились и поняли важность документирования телевизионщиками всего, что происходит на фронте, военные и документалисты даже стали друзьями.
«За почти десять месяцев в зоне АТО мы познакомились и дружим со многими командирами и солдатами. Мы поздравляем друг друга с праздниками. Часто созваниваемся. Встречаемся на мирной Украине, — продолжает Снежана Потапчук. — Стоит понимать, что мы в зоне АТО не выполняем конкретное редакционное задание, нам не ставят рамки и ограничения, здесь, конечно, нужно отдать должное руководству канала, к счастью, они понимают природу документального кино, поэтому у нас полностью развязаны руки. А это крайне важно для творчества. Для нас герой фильма — это не материал, носитель нужной информации, это прежде всего человек, который пережил что-то, о чем ему, по нашему мнению, стоило бы поделиться со зрителями, а мы — просто ретрансляторы-передатчики. Мы испытываем большое уважение к каждому, кто попадает в объектив нашей камеры. В фильм вошло около двадцати интервью».
Говоря о естественных сложностях работы телевизионщиков на передовой, в частности в условиях реальных боевых действий, съемочная группа ленты «Я — війна» благодарит военных за свою сохраненную жизнь, здоровье и всестороннюю поддержку.
«Не без усилий, но мы доказали нашим военным, что доверять нам можно, — признается режиссер. — Ведь мы собираем материал не только для конкретного фильма, а для истории. Мы фиксируем события на Донбассе для будущего. И если что-то или кого-то нельзя показывать сейчас, то по окончанию войны или через несколько лет это в любом случае увидит зритель».