Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ярослав ПЕШЕК: В Чехии влияние Кремля до сих пор остается существенным

3 марта, 2011 - 20:59
ЯРОСЛАВ ПЕШЕК
СТАРОМЕСТСКУЮ ПЛОЩАДЬ В СТОЛИЦЕ ЧЕХИИ, КРОМЕ ВСЕГО ПРОЧЕГО, МОЖНА ОБОЗНАЧИТЬ КАК УКРАИНСКУЮ ПРАГУ. ЗДЕСЬ В КОСТЕЛЕ СВЯТОГО НИКОЛАЯ В 1926 ГОДУ ВЕНЧАЛИСЬ ЕЛЕНА И МИХАЙЛО ТЕЛИГА. СОБСТВЕННО, С 1874 ГОДА И ДО КОНЦА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ИМЕННО В ЭТОМ ХРАМЕ ПРОВОДИЛИСЬ ПРАВОСЛАВНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ / ФОТО С САЙТА SLICKR.COM

Мы непрерывно говорим о необходимости внутреннеукраинской интеграции, а это, прежде всего, означает: страна должна познать сама себя. В таком же знакомстве с самой собой нуждается и Европа — особенно «забытая» и искусственно маргинализированная восточная ее часть. Общественная организация «Союз молодых Европейцев», основателем и президентом которой является опытный чешский журналист Ярослав Пешек, нацелена именно на это. Пан Пешек справедливо считает, что Европа, и в частности Чехия, мало знает об Украине — и наоборот. Именно для того, чтобы преодолеть этот барьер незнания, кроме всего прочего, Ярослав Пешек готовит книгу, которая расскажет Чехии правду об истории ОУН-УПА...

— Эта книга предположительно будет называться «Между молотом и наковальней», — рассказывает Ярослав Пешек «Дню». — В ней я ссылаюсь как на украинские, так и на польские источники. Дело в том, что в Чехии никогда не издавались объективные материалы по поводу ОУН-УПА, есть только книги времен социализма. Поэтому я и предложил издателям такую тему. Теперь они постоянно повторяют: пан Пешек, главное, чтобы вы были объективны! Но с чего вы взяли, что я могу быть необъективным, удивляюсь я, ведь есть факты, есть доступ ко всем необходимым документам, в частности, открыт архив СБУ...

— Книга уже готова?

— Еще нет. Я уже довольно долго над ней работаю. За это время Степан Бандера успел стать Героем Украины и лишиться этого звания. Но примечательно то, что со стороны директора издательства, с которым у меня контракт на издание книги, я чувствую страх. Он боится того, что читатель не готов. Но кто-то же должен, в конце концов, начать эту дискуссию.

— О какой неготовности идет речь? С чего бы вашему издателю боятсья?

— Он сам думает, что «бандеровцы» — это бандиты... Чехи очень мало знают об Украине и, в частности, об УПА. Кроме того, до сих пор существенным остается влияние Кремля. И это можно проследить в конкретных случаях. Издательство, которому я предлагал свою книгу раньше, незадолго до того опубликовало чешский перевод довольно острой книги немецкого автора о Путине. Спустя несколько дней в это издательство явилось два представителя посольства Российской Федерации. С улыбками на лицах, на хорошем чешском языке они заговорили о том, что, издавая книгу о Путине, издатели воспользовались не наилучшими источниками. И с удовольствием предоставили им другие. Вы спрашиваете, чего издатель боится... Тот, кто постарше, еще помнит времена, когда появление подобных людей означало скорую поездку на север. В общем, после визита работников российского посольства издательство выпустило другую книгу о Путине — авторства одного из депутатов Госдумы. Стоит ли говорить, что она освещала личность нынешнего российского премьера в совершенно ином свете! Честно говоря, мне стало стыдно сотрудничать с таким издательством. Поэтому я перешел в другое.

Чтобы позволить Чехии больше узнать об Украине, в ближайшее время мы собираемся открыть информационный ресурс (рабочее название «kobzarpress»), где будут публиковаться материалы из украинских изданий либерально-демократического направления (в том числе из газеты «День»), которые необходимы чешскому интеллигентному читателю для понимания того, что происходит в Украине и почему происходит именно так.

— Несколько лет назад во время встречи с британским журналистом Эдвардом Лукасом вы, задавая ему вопрос, говорили о том, что Чехия до сих не преодолела свои посткоммунистические проблемы. И что это касается не отдельных людей, которые «строили коммунизм», а целого поколения. Как с этим наследством работает чешская журналистика?

— На встрече с Эдвардом Лукасом я говорил, прежде всего, о чувстве ответственности, которое должно быть присуще целому поколению. Речь идет как о Чехии, так и об Украине. Ведь в Украине чувство ответственности обществу совершенно не прививается.

В Чехии для этого были предприняты некоторые шаги. В частности, в (тогда еще) Чехословакии был принят закон, признающий коммунистический режим преступным. Далее был закон о люстрации, который также сыграл свою роль. Сейчас в чешских СМИ продолжается дискуссия по поводу того, как учить современных детей истории. Ведь в образовательных учреждениях до сих пор преподают люди, которые говорят о прошлом, основываясь на собственном опыте. И это уже становится предметом дискуссии. Поэтому у нас работает институция, подобная украинскому Институту памяти, которая помогает учителям истории «переформатироваться», в частности, издает методички.

Сейчас премьер-министр готовится предложить парламенту закон о налогах на пенсии бывших высших чиновников коммунистической партии и высших офицеров чешского КГБ. К примеру, бывший генерал КГБ получает пенсию в тысячу евро, в то время как диссидент — 300. Этот закон предусматривает, что налог, взимающийся с генеральских пенсий, будет переводиться в специальный фонд, средства которого будут направлены на повышение выплат тем, кто пострадал от коммунистического режима.

Кстати, в Польше подобный закон уже принят, хотя и не без сопротивления. Это один из тех моментов, которые могут заставить общество задуматься о прошлом, принять ответственность за него.

Еще один важный момент. Чехословакия и Польша были, можно сказать, колониями, ими управляли из Москвы. Если происходили определенные незаконные процессы, то шли они из Москвы через советников и посольства. А люди из партии, которые были приверженцами так называемого «чешского пути», были устранены. ГДР — это вообще была оккупированная страна, там каждый второй работал на КГБ, потому что людям просто не оставляли выбора. Что касается Украины, то она была частью Советского Союза. А это — иное положение.

— Какую роль в преодолении посткоммунистического прошлого в Чехии играет журналистика?

— В Украине собственниками главных СМИ являются местные олигархи, которые добиваются прибыли, участвуя, в частности, в политических процессах. В Чехии ситуация иная в том смысле, что наши медиа принадлежат не чешским олигархам, а зарубежным. С моей точки зрения, это меньшее зло. Иностранные инвесторы политикой не занимаются, по крайней мере, она у них далеко не на первом месте. На первом месте у них — прибыль. Им до лампочки, если их газета наступает какому-то министру на ногу, главное, чтобы это принесло тираж, а значит рекламу. В таких условиях прямое политическое давление на СМИ — невозможно.

— Да, это важно, но нам бы хотелось больше узнать об освоении исторического прошлого средствами массовой информации: документальные сериалы, исторические программы...

— На чешском телевидении нет программы, подобной шоу Савика Шустера. Как по мне, формат телешоу не годится для обсуждения серьезных политических и общественных проблем. С точки зрения журналиста, я бы даже сказал, что это — преступление. Если речь идет о воспитании ребенка или силиконе — пожалуйста, обсуждайте их в телешоу. А вот проблемы, где фигурируют политики, нуждаются в ином подходе. На чешском телевидении, к примеру, в воскресенье в обед транслируется дискуссионная программа при участии политиков. Но в роли модератора выступает «Познер», который ведет дебаты с политиками. Модератор знает себе цену, он острый, хотя и не нахальный. Конечно, такие «Познеры» — это дело опыта, для их воспитания требуется время, и они не могут вырасти без работы.

Есть также программа «История. CZ», но в ней принимают участие не политики, а историки, эксперты. Они обсуждают исторические темы.

— И, наверняка, эта программа выходит не ночью, когда ее никто не сможет увидеть...

— Она выходит на одном из двух общественных каналов в 8 часов вечера, то есть в прайм-тайм. Я всегда ее смотрю. Иногда, правда, злюсь, когда вижу, что уровень знаний участников дискуссии недостаточно высок. Часто, кстати, к теме социалистического прошлого подходят бюрократично, забывая о том, что это была реальная жизнь...

— Чувствуете ли вы необходимость в моральном очищении общества сегодня?

— Все архивы бывшего чешского КГБ, так же как списки сотрудников и офицеров КГБ оцифрованы. Эта информация есть в интернете. Если вам нужна определенная папка, вы можете сделать запрос, уплатить небольшой сбор и получить ее.

Когда после распада СССР начали вскрывать эти, уже исторические, пласты, были серьезные опасения по поводу того, что люди захотят узнать, кто на них в свое время стучал, кто не позволил им, к примеру, поступить в вуз или выехать заграницу — и начнут мстить. Но этого не произошло. Знаете почему? Тот, кто хотел узнать, тот взял свою папку и, к своему ужасу, узнал, что его брат, жена, сосед либо кто-то другой из близких ему людей стучали на него. А разве мог стучать кто-то другой, кроме тех, кто знал подробности его жизни? Это ужасная грязь. И люди начали задумываться, а нужно ли им вообще об этом знать и как с этим знанием им придется жить дальше... Владимир Ильич победил потому, что на очень высокий уровень подвиг человеческую зависть и ненависть, назвав их классовой борьбой. Часто говорят, что, мол, зависть — это часть «славянского менталитета», но я бы сказал, что этот «менталитет» коренится именно в начале ХХ века. И он работает до сих пор. Есть даже попытки заработать на этом политические баллы. Вот пришел кризис — так давайте теперь облагать миллионеров дополнительными налогами. И народ это поддерживает...

— Кстати, в Чехии была люстрация, но коммунистическая партия до сих пор жива, а в прошлом году на выборах она набрала больше 11%... С чем это связано?

— Эта партия возникла уже после 90-го года, после бархатной революции. Она и называется иначе — Коммунистическая партия Чехии и Моравии. Ее члены много раз извинялись за прошлое и утверждают, что существуют они не по принципам Коминтерна, отвергают классовую борьбу и революции. Тем не менее, в этой партии около 300 тысяч членов. И с точки зрения количества членов она — самая большая, ведь еще живы те люди, для которых коммунизм — это своего рода религия (как говорят некоторые, «я коммунистом был и буду!»)

— Но ваши коммунисты, в отличие от украинских, не идентифицируют себя со Сталиным ...

— Нет. Ведь с их стороны это была бы тактическая ошибка. В том-то и дело, что распознать опасность таких коммунистов сложно. Тем не менее, ни одна чешская партия с коммунистами в коалицию не войдет. Это была бы заведомая «смерть» для этой политической силы. А у вас Партия регионов — по сути, партия олигархов — вступает в коалицию с коммунистами. Это может быть только признаком того, что они — одной мамы дети... Вашего Симоненко «раскусить» просто, а с нашими коммунистами все сложнее. Они же вроде как воюют за права, за справедливость...

Один небольшой штрих: перед выборами в Украине я видел огромный билборд, на котором Ленин указывал мне дорогу в славное будущее, а под его изображением ироническая надпись: «Как живешь при капитализме?» Именно поэтому в целом ряде украинских вузов я читаю лекцию, название которой звучит несколько провокативно «Капитализм и этика». Я уже побывал в вузах в Житомире, Киеве, Новой Каховке, Харькове, Сумах.

В одном из университетов мне задали вопрос: как Европа относится к Голодомору? Я вынужден был задуматься над этим и в результате пришел к выводу, что в Чехии необходимо издать книгу о Голодоморе. Мой выбор остановился на книге Станислава Кульчицкого «Почему ОН НАС уничтожал» (из Библиотеки газеты «День»).

Кстати, по поводу символического пространства... Если из Киева двигаться на автомобиле в сторону Крыма, то, по сути, вы едете по сплошной улице Ленина. А в трапезной Лавры есть огромная люстра, на которой виден старый царский символ. Он там висел все это время — и при социализме, и при немцах, и после войны, и до сих пор он там — уже при независимой Украине...

— Вы являетесь также инициатором создания организации «Союз молодых Европейцев». Расскажите о ней подробнее...

— Общественную организацию «Союз молодых Европейцев» мы зарегистрировали в Праге в августе прошлого года. Самое крупное мероприятие, которое нам удалось на данный момент — это организация поездки 50 студентов университета Драгоманова в тур по маршруту Будапешт—Вена—Прага и Брно, где состоялась студенческая конференция на тему «Украина на пути к евроинтеграции».

Теперь мы готовимся привезти автобус чешских студентов в Украину в апреле, к годовщине Чернобыля. Кроме стандартной экскурсионной программы, мы повезем их в музей Чернобыля, посетим вместе с ними Чернобыльскую зону, а также проведем конференцию на экологическую тему. Но не о том, что было, а о том, что должно быть в будущем.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ