На сегодняшний день телеканалы и FM станции не готовы полностью перейти на украинский язык.
К такому выводу пришли присутствующие на очередном брифинге члены Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, народные депутаты Украины, руководители телерадиокомпаний и международные эксперты по вопросам регулирования деятельности телерадиоорганизаций.
Напомним, что согласно закона Украины о телевидении и радиовещании, 50% вещания медиа-эфира должны вестись украинским языком. К тому же недавно Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания заключил меморандумы с телерадиокомпаниями о достаточной ротации в их эфирах национального продукта. Одни компании выполняли меморандумы, другие — нет.
Интересным было то, что Вадим Колесниченко, народный депутат Партии регионов, высказал мнение о том, что квотируя национальный продукт, Украина нарушает права всех народов, которые живут на ее территории, то есть права нацменьшинств. «Если мы не будем осознавать, что мы многонациональная страна, то не создадим и национального продукта», — заявил он. Кстати, почти все присутствующие были возмущены таким заявлением.
Вместо этого был приведен пример Франции, где на противовес американской и другой аудиовизуальной продукции (телефильмы, мультфильмы, тележурналы, кинематографические работы) должны создаваться 60% собственной продукции, а 40% из нее должны быть франкоязычной и транслируемой в прайм- тайм. «Во Франции аудиовизуальное квотирование имело две цели: культурную (квоты стали гарантией доступа зрителя до французского языка), и конкурентную (создавая квоты, мы подталкивали делать программы собственного производства)», — рассказала Дебора Бенаттар, атташе посольства Франции в Украине.
Соседи-белорусы также решили поддержать отечественного производителя, хотя только на радио, квотируя ему половину эфирного времени. Падение рейтингов и доходов — как следствие соответствующих манипуляций. «Не хотелось, чтобы так было и в Украине», — говорит Виталий Дроздов, директор радиостанции «Хит FM», высказываясь относительно неготовности радио к тому, чтобы 50% эфира заполнять украинским продуктом. А вот за пять лет постепенного дозирования этого продукта, возможно, и будет достигнуто «красивого» показателя в 50%. В случае немедленного внедрения такой квоты по радио будет звучать или одно и то же, или некачественное и не интересное слушателям.
Чей-то опыт — вещь полезная. Но Украина — не Франция и не Беларусь. Председатель правления ОАО «Тонис» Николай Княжицкий обратил внимание на то, что проблемы у нас разные, поэтому и подходы должны отличаться. «Возможно, не следует заставлять говорить кого-то украинским языком, а поддерживать тех, кто уже говорит. Создавать украинские фильмы, общественное телевидение, обеспечить таким образом права граждан — носителей украинской культуры», — считает он.
А пока что эти граждане должны довольствоваться малым, так, из тысячи объектов авторских и смежных прав, ротации подлежат единицы.