Специалист одного из столичных агентств цифрового маркетинга, выпускник Киевского политехнического института Александр ГОНТАР снял 57-секундный социальный видеоролик They love Ukraine с призывом любить Украину. В его короткометражке двенадцать иностранцев из девяти стран мира декламируют строки из стихотворения Владимира Сосюры «Любіть Україну» на фоне музыкального сопровождения Max Richter Vladimir’s blues. Всего лишь на протяжении нескольких дней это видео на YouTube посмотрело свыше 155 тысяч людей, что для социального украинского ролика — неслыханный успех.
— Решил снять это видео, потому что остро испытываю, как и миллионы других украинцев, недостаток качественного патриотического контента в Интернете и на ТВ. Социального видео, которое бы привлекало внимание, интриговало, вызывало эмоции, практически нет, или его просто не показывают, — рассказал «Дню» Александр ГОНТАР. — На самом же деле, чтобы снять видео, которое может задеть за живое, не нужны большие финансовые вливания. Из содержания комментариев под роликом They love Ukraine убедился, что мне удалось это доказать.
В ролике показаны двенадцать почти случайных иностранцев из девяти стран мира, с которыми я встретился на протяжении этого года. Первые четыре — люди, которых лично принимал у себя в гостях по сети «КаучСерфинг» (одна из наиболее крупных всемирных гостевых сетей, участники которой бесплатно делятся друг с другом местом для ночевки во время путешествий и организуют общие туры. — В. Л.), а другие — это студенты технических университетов Европы, которые приезжали в Украину по программам обмена. Я объяснил героям киноленты, что именно хочу снять, и каждому перевел на английский язык содержание стихотворения Владимира Сосюры. Кое-кто выучил свою строку из стихотворения, другие — просто повторяли за мной на камеру. Всем участникам съемки очень понравилась идея фильма, потому что, как они признались, действительно успели полюбить нашу страну.
— Каким, по вашему мнению, должен быть качественный патриотический контент?
— Он может быть разным. Главное, чтобы базировался на интересной идее. Также не менее важно, чтобы человек, который снимает подобные ролики, действительно любил и уважал Украину. Если этого не будет, даже талантливые режиссеры с серьезными финансовыми вливаниями качественного патриотического сюжета не снимут. Создатели контента для Интернета или ТВ должны жить с Украиной в сердце. К сожалению, в нашем государстве патриотических социальных проектов практически нет. Оставляет желать лучшего и социальная реклама на ТВ. Возможно, это результат того, что в Украине не хватает интеллектуального украинского продукта — газет, книг, фильмов. Уверен, что в этом виноваты в первую очередь мы сами, ведь молча потребляем то, что нам предлагают с экранов. Убежден, что пока мы буквально не будем требовать качественного украинского контента, он сам по себе на ТВ не появится.
— Как считаете, могут ли такие, как ваш, социальные ролики быть дополнительным стимулом для украинцев гордиться своей страной?
— В определенном понимании так. Но подобные сюжеты — очень небольшой шаг на этом пути. Реакция на мой фильм показала, насколько для украинцев, в частности молодых, сегодня важно чувствовать гордость за свою страну. Мне пишут десятки людей, которые говорят, что сюжет пробудил в них чувство уважения к Украине. Некоторые признается, что были тронуты до слез, пересматривая ролик. Интересно, что больше всего отзывов поступило от русскоязычных украинцев и тех, кто недавно перешел в повседневном общении на украинский. Последние воспринимают мое видео как подтверждение того, что они поступили правильно.
— В социальных сетях сегодня появляется немало разнообразных патриотических демотиваторов, но иногда их качество вызывает сомнение и наоборот отталкивает.
— Согласен. Патриотическая риторика в сети должна строиться не на противопоставлениях, в частности украинцев и россиян (потому что у нас кто выругал в Интернете Россию — тот считает себя патриотом). В основе должны быть позитивные примеры украинцев, которые чего-то добились. Словом, пропагандировать нужно тех, кто собственным примером доказал, что он не просто настоящий украинец, а украинец успешный. В действительности, достойных для наследования людей у нас хватает.
Украинская молодежь сегодня очень активна в социальных сетях. Впрочем, для кое-кого Интернет — это лишь возможность выпустить пар. Конечно, написать в сети критический комментарий относительно какой-то темы значительно легче, чем пойти и сделать конкретное дело. Нужно воспринимать Интернет как реальную возможность открыть для себя мир и реализовать свои стремления. Убежден, что в действительности «заседатели» в Интернете — скрытый потенциал Украины. Даже наиболее инертные в сети люди обязательно выйдут на улицу, если им выключат Интернет или запретят общаться между собой.
Кстати, инициатива Александра перекликается с основанным в 2007 году проектом «Дня» «Наша страна глазами иностранцев». Тогда мы предложили послам иностранных государств, которые находятся с дипломатической миссией в Украине, а также иностранным политикам и экспертам назвать три причины, за что, по их мнению, стоит полюбить нашу страну.