В 10 часов утра ведущий проекта «Храбрые сердца» Ахтем Сеитаблаев в удобных брюках и куртке пьет кофе из автомата около съемочной площадки. Из эфира «1+1» программа переехала на телеканал «2+2» и теперь будет выходить по средам. Первый выпуск — 15 апреля.
Спустя какое-то время Ахтем уже в красивом черном костюме будет работать в кадре и будет пытаться найти истину между словами заместителя руководителя сектора «С», полковника Валентина Федичева и гостями программы — комбатами, разведчиками, оператором-пулеметчиком. Ведущий еще не догадывается, что съемки для двухчасовой программы будут длиться почти шесть часов. «День» побывал за кадром съемок премьеры нового сезона «Храбрых сердец» и узнал обо всей «кухне» телепроизводства программы.
АХТЕМ СЕИТАБЛАЕВ — БЕССМЕННЫЙ ВЕДУЩИЙ «ХРАБРЫХ СЕРДЕЦ»: «ПО СВОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ КОНСТИТУЦИИ Я НЕ ВЕДУЩИЙ, А АКТЕР. МЕНЯ УЧИЛИ ВНИКАТЬ В СИТУАЦИЮ. ЗДЕСЬ ЖЕ У МЕНЯ ИНОГДА НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СИЛ»
В студию запускают массовку. Людям дают установки — как вести себя в кадре. «Если кому-то станет плохо от увиденного — дайте знак модератору», — говорят зрителям. Но сотрудник «1+1» уверяет меня, что такого не было еще ни разу. Перед началом съемки руководитель проекта на съемочную площадку не выходит. «Все съемочные группы — суеверны. В первый день съемок пытаются поменьше контактировать с посторонними», — говорит пресс-секретарь «2+2».
НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ ВСТРЕТИЛИСЬ ФРОНТОВЫЕ ДРУЗЬЯ: «МАРАТ» И «КЛЕЩ» (НА ФОТО — СЛЕВА И СПРАВА) УЧАСТВОВАЛИ В СОВМЕСТНОЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ ПОД ДЕБАЛЬЦЕВО. ПО ЦЕНТРУ — «ШЕВА», НАЧАЛЬНИК БЛОКПОСТА «БАЛУ», КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ СВОИХ БОЙЦОВ ИЗ САМОГО ПЕКЛА, КОГДА РЕБЯТАМ ПРИХОДИЛОСЬ ОТВЕЧАТЬ НА ЗАЛПЫ ТЯЖЕЛОЙ БРОНЕТЕХНИКИ ТОЛЬКО... СТРЕЛКОВЫМ ОРУЖИЕМ
В состоянии легкой напряженности ждут героев. Некоторых бойцов просят не снимать на бэкстейджи без балаклавы — ребята будут возвращаться на фронт. Действительно, когда бойцы приходят в студию, сначала держатся особняком, перекидываются вполголоса фронтовыми шутками. Многих из них будут представлять только позывными или только с именем — «Марат», «Клещ» (Андрей), «Шева» (Анатолий), «Пит» (Игорь), «Кино» (Роман), «Абрек», «Мазай»... «Идемте, мы вас обезличим», — говорят мужчинам выпускающие редакторы с гримерами. В это время на площадке появляются эксперты программы — заместитель руководителя сектора «С» Валентин Федичев и главный редактор сайта «Цензор.нет» Юрий Бутусов. Один из бойцов уже в балаклаве подходит к Бутусову, тот его не узнает. Тогда человек открывает свое лицо, и журналист с бойцом крепко обнимаются. Это — разведчик с позывным «Марат». Интересно, что другие бойцы, которые придут записываться на следующий выпуск «Храбрых сердец», узнают его даже под маскировкой. «У меня есть его номер телефона — он нам помогал 200-х и 300-х вывозить», — скажет один из ребят, и повиснет гнетущее молчание...
НА ЗАПИСЬ ПРОГРАММЫ ПРИГЛАСИЛИ ЖУРНАЛИСТОВ «ПЛЮСОВ» АЛЕКСАНДРА МОТОРНОГО И АЛЕКСАНДРА ЗАГОРОДНЕГО - ОБА ЧАСТО ЕЗДЯТ СНИМАТЬ СЮЖЕТЫ НА ПЕРЕДОВУЮ. ОНИ СТАВИЛИ ПОЛКОВНИКУ ФЕДИЧЕВУ НЕ МЕНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЧЕМ КОМБАТЫ
«Я уже виделся кое с кем из героев в студии, особенно с ребятами из нулевого блокпоста, который называется «Балу», - говорит Александр ЗАГОРОДНИЙ, журналист "плюсов", - Это был не просто блокпост, а укреп-район с очень грамотным руководством, по военному-четко обустроенный. Там действительно жизни людей зависели от руководителя, который смог спасти их от ужасных обстрелов. Ребят просто неделями уничтожали. А они все вышли из этого ада живы-здоровы.
РАЗВЕДЧИК «МАРАТ» (НА ФОТО СО СПИНЫ) ОБНИМАЕТ ПУЛЕМЕТЧИКА РОМАНА БАЗЕНКА. У РОМАНА - ПОЗЫВНОЙ «КИНО» ЗА ТО, ЧТО ОН НА ФРОНТЕ ПОСТОЯННО С КАМЕРОЙ. «Я ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ БЫЛ В КИНОИНДУСТРИИ, - РАССКАЗЫВАЕТ БОЕЦ. - ЛУЧШЕ Я БЫ ПОШЕЛ НА ФРОНТ С КАМЕРОЙ, ЧЕМ С ОРУЖИЕМ...»
«Храбрые сердца» - это единственное шоу, где поднимаются важные вопросы войны. Думаю, с переходом на канал «2+2» программа станет более профессиональной. Для меня гораздо интереснее - вести конкретные обсуждения, слушать ответы сторон. На первом выпуске был только один представитель военного руководства, что добавило понимания в обсуждении.
«ПОКИНЬТЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ УКРАИНЫ, ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЗАЩИТА УКРАИНЫ - ЭТО «ПОСЫЛАТЬ НА УБОЙ». У МЕНЯ ДВА СЫНА ОФИЦЕРЫ - ОДИН ВОЕВАЛ 6 МЕСЯЦЕВ ПОД СЛАВЯНСКОМ, ДРУГОЙ - ПОД ЛУГАНСКОМ. У МЕНЯ ЕСТЬ ПРАВО ГОВОРИТЬ. СОВЕСТЬ ИМЕЙТЕ», - КРИЧАЛ РАЗЪЯРЕННЫЙ ФЕДИЧЕВ БОЙЦАМ В КОНЦЕ ПРОГРАММЫ
Эти «две правды» будут всегда. У рядовых своя правда - они видят обстрелы, но не видят общей картины. Но надо понимать, что и ребята с блокпоста «Балу», и полковник Федичев - это и есть наша армия. Нет армии без генералов. Война всех научит. Пока у нас нет великих полководцев, за плечами которых были бы большие победы, и которые бы за свои поражения брали ответственность на себя. Но они появятся, когда у нас рухнет система, где не находят виновных.
ЛИДЕР ГРУППЫ «ТНМК» ОЛЕГ МИХАЙЛЮТА — «ФАГОТ» НА СЪЕМКУ «ХРАБРЫХ СЕРДЕЦ» ПРИШЕЛ ПОД КОНЕЦ ЗАПИСИ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ СВОЮ ПЕСНЮ «ТАМ, ДЕ ТИ ТЕПЕР» СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЭТОЙ ПРОГРАММЫ. ЗА СЦЕНОЙ ОН ОХОТНО ФОТОГРАФИРОВАЛСЯ С БОЙЦАМИ. НА ФОТО СПРАВА — «АБРЕК» ИЗ БАТАЛЬОНА ИМЕНИ ДЖОХАРА ДУДАЕВА. «НЕ НАДО ДЕЛАТЬ ИЗ ВСЕХ ЧЕЧЕНЦЕВ ТЕРРОРИСТОВ, — ГОВОРИТ «АБРЕК». — Я ВОЕВАЛ С ИСОЙ МУНАЕВ И СЧИТАЮ, ЧТО ОН — ДОСТОИН ЗВАНИЯ ГЕРОЯ УКРАИНЫ
Другие эмоции будут бурлить уже во время самой программы. В конце концов, заместитель руководителя сектора «С» будет вынужден отвечать за всех из «верхов» — ему вспомнят и десятидневное полное окружение Редкодуба (село Донецкой области в зоне АТО), и незащищенные места на линии фронта, а особенно бойцы возмутятся, когда услышат, что Дебальцево было не военным, а «политическим» решением.
РОМАН «КИНО» БАЗЕНКО И «АБРЕК» (НА ФОТО СЛЕВА НАПРАВО) ОСТРО КОММЕНТИРОВАЛИ СЛОВА ПОЛКОВНИКА. КОГДА КТО-ТО ИЗ ЖУРНАЛИСТОВ СПРОСИЛ ПОСЛЕ СЪЕМОК, «НЕ СТРАШНО «АБРЕКУ» БЫЛО ПРИЕЗЖАТЬ НА ПРОГРАММУ», БОЕЦ ГОРЬКО РАССМЕЯЛСЯ, РАЗВЕРНУЛСЯ, И ПОШЕЛ К ГРУППЕ СВОИХ РЕБЯТ
«Между экспертами и гостями канала — живой диалог. Он не приглажен и не всегда приятный, но мы же и не ставим себе задачу быть приятными, — комментирует «Дню» ведущий программы «Храбрые сердца» Ахтем СЕИТАБЛАЕВ. — Поэтому коммуникация на «Храбрых сердцах» происходит в достаточно эмоциональном ключе, но тема же непростая... как и жизнь. Я слышу о множестве героических подвигов и драматичных ситуаций. Иногда мне не хватает человеческих сил, когда включаюсь в историю... Надеюсь, пауза между первым и вторым сезоном позволила мне провести какую-то внутреннюю адаптацию к тому, что собственные эмоции надо сдерживать».
ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕКТОРА «С» ВАЛЕНТИН ФЕДИЧЕВ И ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР САЙТА «ЦЕНЗОР.НЕТ» ЮРИЙ БУТУСОВ (СЛЕВА НАПРАВО) ПОСТОЯННО О ЧЕМ-ТО ПЕРЕГОВАРИВАЛИСЬ МЕЖДУ СОБОЙ ВО ВРЕМЯ СЪЕМОК, ИНОГДА — УЛЫБАЯСЬ ДРУГ ДРУГУ
Ребята свои эмоции тоже сдерживали, как могли. Те, кто еще не вышел на съемочную площадку, постоянно выходили курить. А перед камерой держали себя в кулаке. Хотя за кадром звучало достаточно много злых реплик. «В первом сезоне «Храбрых сердец» у нас больше говорили герои, и мы поняли, что есть очень много вопросов к руководству АТО, армии, Минобороны. Нам это говорили за кадром, ведь в эфире больше беседовали о патриотизме и героизме. В этом сезоне хотим привлечь к обсуждению руководство, — говорит руководитель Департамента журналистских расследований Максим Шиленко, который готовит программу на заказ «2+2». — Но военный прокурор, которого мы приглашали, не пришел — наверное, ему нечего ответить. Мы даже не ожидали, что от Минобороны придет человек, но вот в студии Валентин Федичев.
Не знаю, благодаря нашей программе или это параллельные процессы — многих героев, которые были у нас в студии, привлекли к работе в Минобороны, они стали советниками или даже действующими чиновниками. Те, кто приезжали к нам в студию из зоны АТО, говорили об ощущении «двух миров» — у них создавалось впечатление, что в Киеве о них никто не знает, здесь мирная жизнь, люди ходят в рестораны, ночные клубы. Программа «Храбрые сердца» показала бойцам, что они нужны своей стране. У нас в студии были герои, чьи подвиги не заметил официальный Киев, но после программы, когда мы непосредственно обратились в Администрацию Президента, их нашли заслуженные награды — одному человеку дали «Героя Украины», нескольким — ордена за мужество. То, что мы делали в первом сезоне за кадром, во втором будем переносить в эфир», — подытоживает Шиленко.
А ребятам и не нужно признание, они хотят другого. «Мне вообще все эти шоу не важны, просто нужно было приехать и сказать правду, — уже по окончании съемок, затягиваясь сигаретой, рассказывает Анатолий «Шева» Шевченко. — Правда, я мало говорил, но ребята все сказали. Хочу, чтобы нас услышали люди». «Готово ли «мирное» общество к возвращению домой ребят, души которых обожгла война?» — обозначает один из вопросов, которые будут подниматься в программе, творческий коллектив «Храбрых сердец». А если подняться над этим уровнем и задать другой вопрос — есть ли кому доверять в этой войне? Истина потерялась между картами «верхов» и разбомбленными окопами «низов». Найти ее в двухчасовой телепрограмме — тем более невозможно. А что же возможно? «Мы хотим найти проблемные болевые точки, обговорить их, выяснить, что можно изменить, и поменять это в конце концов, — говорит Ахтем Сейтаблаев. — Считаю правильным задавать в программе определенную поведенческую систему координат». Система координат то, что действительно нужно Украине. Это работа для всех храбрых сердец, безотносительно к телеканалам.
ФАГОТ: КОГДА В СТРАНЕ ВОЙНА, ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ЕЮ НЕ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ. СЕЙЧАС КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ НА СОБСТВЕННОМ ФРОНТЕ. РАНЬШЕ НЕ СМОТРЕЛ ПРОГРАММУ «ХРАБРЫЕ СЕРДЦА», НО ВОТ ПОСЛУШАЛ РЕБЯТ НА ЗАПИСИ И ПОНЯЛ, ЧТО САМОЕ ДОРОГОЕ - ЭТО ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК. С БОЙЦАМИ НА ПЕРЕДОВОЙ Я УЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ РАЗ ВИЖУСЬ, МЫ ЕЗДИЛИ НА ФРОНТ ПОД ЛУГАНСК В НОВОАЙДАР, К «ВОСЬМИДЕСЯТКЕ» (80-Я ОТДЕЛЬНАЯ АЭРОМОБИЛЬНАЯ БРИГАДА ВДВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ УКРАИНЫ - АВТ.), «ВОСЬМЕРКЕ» (8-Й ОТДЕЛЬНЫЙ ПОЛК СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ), К ДЕСАНТНИКАМ ВМЕСТЕ С СЕРГЕЕМ ПРИТУЛОЙ. ВОЗИЛИ ИМ ТЕПЛЫЕ ВЕЩИ ВМЕСТЕ С ПЕСНЯМИ.