Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«За стеклом-2»: Недожаренный бифштекс

За скандальным телешоу могли наблюдать и украинские телезрители. Но недолго
25 января, 2002 - 00:00

На протяжении трех дней Украина благодаря каналу «1+1» имела возможность получить свое представление о проекте, о котором так много писала пресса северного соседа. Правда, радость познания нового была короткой. Когда участники проекта узнали о «перекрытии» эфира ТВ–6, они все-таки решили продолжать игру. Пока о подробностях жизни «за стеклом» можно узнать в Интернете. А тем временем, вопрос о трансляции проекта пытаются решить. Вслед за игроками, работники «1+1» надеются, что трансляция «Последнего бифштекса» возобновится уже на днях — возможно, на российском телеканале «СТС», с которым у «1+1» также есть договоренность на трансляцию программы, сообщают в пресс-службе телекомпании. Ну а пока можно поговорить об уже увиденном.

Новый телепродукт российских телевизионщиков — «За стеклом. Последний бифштекс» — существенно отличается от своего предшественника. Теперь все участники, разбившись на две команды по шесть человек и получив стартовый капитал, должны «с нуля» организовать два заведения общественного питания. Таким образом, создатели проекта, вероятно, учтя опыт первого «застеколья», обитатели которого томились от безделья, решили представить на суд телезрителей своего рода «школу жизни». И поскольку вопрос «что делать?» в условиях все еще зарождающегося рынка — один из самых актуальных, подобное практическое руководство по азам предпринимательской деятельности должно оказаться, по крайней мере, небезынтересным. Кроме того, новый формат программы может оказаться своеобразным козырем в руках телевизионщиков, когда им в очередной раз придется отвечать на упреки в аморальности их проекта (дескать, наглядно показывая, как организовать собственный бизнес, программа выполняет социально важную функцию). И действительно, продемонстрировав два абсолютно разных деловых подхода к обустройству собственного предприятия (в то время, как одна команда обдумывала, как привлечь покупателя, каким должно быть меню и т.п., другая всерьез принялась делить шкуру неубитого медведя, подсчитывая будущие барыши), один из первых выпусков программы показал, что подобный экономический ликбез не помешает. И что касается «аморалки», то «ничего такого» в первых выпусках «Последнего бифштекса» вроде бы и не было (хотя игры с переодеванием парней в женскую одежду, а девушек — в мужскую выглядели пошловато).

Тем не менее, украинский зритель, в большинстве своем первого «застеколья» не видевший, но хорошо о нем наслышанный и «начитанный», вряд ли намеревался смотреть «За стеклом-2» только с целью повышения своей грамотности в области бизнес- планирования и организации деятельности малого предприятия. Точно так же не трудно предположить, что и участники «Последнего бифштекса», напряженная работа которых «на публику» местами была слишком заметна, вряд ли озабочены лишь реализацией своих идей на ниве предпринимательства. И без «клубнички» (опять же — если проект не прекратит существования) вряд ли обойдется.

А потому вопросы, что же заставляет одних людей соглашаться на участие в подобных шоу, а других в массовом порядке за ними наблюдать, становятся актуальными и в Украине. Уже высказывались гипотезы о том, что подобные шоу выполняют компенсаторную функцию, являясь, в некотором смысле, обратной стороной индивидуализма в реальной жизни. Но это на Западе, где индивидуальные права и индивидуальная свобода человека — культовые понятия. Но, в нашей-то стране, жители которой обладают преимущественно опытом общинного бытия (в колхозах, в пионерских лагерях, в коммуналках, наконец), предполагающим, что подробности жизни соседа ты знаешь не хуже собственных, более естественным, казалось бы, должно быть стремление к формированию собственной, индивидуальной «территории обитания». И все же «реальное телевидение» становится все более популярным и у нас...

КОММЕНТАРИЙ

Ирина ГОЛОВНЕВА , заведующая кафедрой социальной работы и психологии Харьковского государственного университета, кандидат психологических наук:

— По национальному или государственному признаку я бы в этой ситуации людей не делила. Ведь страсть к подглядыванию интернациональна, и не всегда это слово можно употреблять со знаком «минус», потому что любопытство к другому человеку, его личностным проявлениям, к его жизни — сам по себе — хороший показатель. Хуже, когда человек равнодушен и не видит окружающих. Но, с другой стороны, мы привыкли, что в этом есть что- то плохое — влезать в жизнь другого человека, подсматривать. А подобные программы позволяют это сделать без всяческого, даже внутреннего, осуждения. Есть телевизионная программа, и я могу удовлетворить свою потребность в подглядывании, не опасаясь осуждения окружающих и, что самое главное, не опасаясь своего внутреннего осуждения.

С участниками дело обстоит сложнее. Ведь мотивы, которые могут привести людей к участию в этой передаче, абсолютно различные. Для кого-то действительно ведущим может стать финансовый мотив, но таких будет не очень много. Потому что финансовый мотив актуален практически для всех нас, тем не менее, кто-то соглашается на участие в подобной передаче, а кто-то нет. И я бы сказала, что тут как раз — причины личностные, психологические и, вполне возможно, что они связаны со следующим моментом. Чем мы отличаемся от известных людей? Только тем, что большинство из нас не заметны. Не потому что мы хуже, не потому что мы второсортны, но есть эффект незаметности. Он переживается кем-то легко, а кем-то очень тяжело — меня не знают, не видят, меня нет, я не существую. К сожалению, у меня недостаточно времени смотреть подобные программы, но какие-то фрагменты я просмотрела из профессионального интереса. Участие в такой программе позволяет удовлетворить эту потребность — стать заметным. То есть это люди часто демонстративного плана. Они вообще любят находиться в центре внимания. Есть такая акцентуация демонстративного типа. Для этих людей совершенно все равно, чем заниматься, но любое занятие должно им давать возможность быть в центре внимания, быть замеченными. У ряда участников этого шоу заметна такая направленность. Для кого-то это вариант решения личных проблем, связанных с контактами с другими людьми. Это вариант, аналогичный проведению в некоторых журналах конкурсов — «на лучшую грудь». И скромные девушки из небольших городков присылают фотографии, демонстрирующие более чем скромные данные. Но это тоже возможность выхода — продемонстрировать себя и в чем-то решить личностные проблемы.

Владимир ДЕНИСЕНКО, «День»
Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ