Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Защитить настоящих, наказать виновных

Какие первоочередные задачи должны решить власть и медиасообщество
8 ноября, 2019 - 12:52
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

6 ноября в сессионном зале Верховной Рады состоялись парламентские слушания «Безопасность деятельности журналистов в Украине: состояние, проблемы и пути их решения». В этот день было сделано много заявлений, призывов и предложений о безопасности журналистов с одной стороны, и их ответственности с другой. В частности звучали призывы к власти — расследовать убийства и нападения на работников массмедиа, в том числе, вспоминали резонансное «дело Гонгадзе-Подольского» (как известно, с поиском заказчиков медлят уже 20-й год).

Однако уже на следующий день сотрудники Государственного бюро расследований провели обыски у владельца телеканала «Прямой», прежнего депутата Верховной Рады Владимира Макеенко. «ГБР проводит следственные действия в рамках расследования производства относительно покупки-продажи телеканала «Прямой», — сообщили в пресс-службе ГБР. На самом канале заявили, что «воспринимают эти действия как давление и наступление на свободу слова».

Стечение обстоятельств или «наверху» сделали такие «показательные выводы»?

Традиционно подобные мероприятия, даже если они не вызывают значительного резонанса в обществе, заканчиваются законодательными инициативами, которые потенциально могут существенно изменить ситуацию в отдельно взятой сфере. Так произошло и в этот раз — представители власти с парламентской трибуны анонсировали свои планы относительно условий функционирования медиаотрасли. Причем не только и не столько в рамках достаточно узкой темы обеспечения безопасности журналистов. По крайней мере в выступлениях двух представителей власти, которые занимают ключевые медиа-должности — министра культуры молодежи и спорта Владимира Бородянского и главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам гуманитарной и информационной политики Александра Ткаченко — звучало много инновационных предложений о значительной корректировке правил, по которым работают украинские медиа и украинские журналисты.

БОРОДЯНСКИЙ О «МАНИПУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ»:

«Я хочу сказать, что мы все осознаем, что журналисты выполняют важную функцию — функцию медиатора между властью и обществом. И это большая ответственность и обязанность. И государство, в свою очередь, обязано создавать журналисту специальные условия для его деятельности.

 Сегодня я хочу поговорить о разных аспектах такой защиты, о разных аспектах таких условий. И важнейшим из них, безусловно, является физическая защита. О физической защите сегодня будут много говорить и уже говорили. Не менее важна защита журналиста от любого вида давления, как, например, финансовое давление или давление непосредственного руководителя, давление, направленное на манипулирование общественным мнением или на умалчивание важных фактов. Форма давления может быть любой, например, публичная. Это может происходить через предание огласке данных журналистов, работающих над расследованиями. Так как раз в настоящий момент происходит с редакцией программы «Схемы» общего проекта «Радио Свобода» и «UA:Перший».

 Мы считаем, что ответственность за предание огласке данных журналистов должна быть существенно усилена. Учитывая ту сверхважную работу, которую выполняют журналисты для общества, мы будем соответственно вносить соответствующие изменения в законодательство. Мы будем обеспечивать и создавать условия для физической, финансовой и юридической защиты журналистов, которые заявляют, что они испытывают ту или иную форму давления.

 Но я не могу не сказать о том, что ответственность журналиста за распространение неправдивой или/и манипулятивной информации также должна быть усилена. И это третья часть наших важных изменений, о которой я уже говорил раньше, а именно: введение в законодательство понятия и критериев манипулирования общественным мнением, манипулирования общественным сознанием и введение как административной, так и уголовной ответственности за такое манипулирование, за заказ такого манипулирования, за осуществление такого манипулирования.

 В последнее время у меня много дискуссий о свободе слова и гранях между ее защитой и манипуляциями. Да, мы понимаем и знаем, что эта грань очень тонка. И я понимаю, что сверхважная задача государства выстроить этот баланс между защитой своего информационного пространства и защитой свободы слова. Именно поэтому защита журналистов и ответственность за искажение общественного мнения — это неразрывные части. Не может быть ответственность и не быть защиты. И потому наша задача в первую очередь обеспечить защиту журналистов и гарантировать условия, при которых они могут честно и профессионально выполнять свою работу.

 Мы находимся на передовой гибридной войны. До того как это произошло с Украиной, никто не мог даже допустить, как сам принцип свободы слова может быть цинично и вызывающе использован для уничтожения демократических ценностей. И мы должны защищать свое государство и его информационное пространство. Мы можем и должны формировать в мировом контексте новые правовые модели, которые позволяют эффективно отвечать на вызовы гибридной войны. Элементами таких действий и станет введение в законодательное поле понятия и критериев «манипулирования общественным сознанием». Это предусматривает предоставление дополнительных государственных гарантий сотрудникам медиа. Таким образом, наша задача создать сбалансированную систему защиты журналистов, которые честно выполняют свой профессиональный долг и свою работу».

ТКАЧЕНКО: КУМ ПУТИНА НЕ ПОМОЖЕТ:

 «19 лет минуло с того дня, когда не стало Георгия Гонгадзе. Три года назад был убит Павел Шеремет. Не нашли тех, кто должен был бы быть наказан. Уже говорили, в этом году ситуация с Вадимом Комаровым. Десятки убитых журналистов, сотни покалеченных и побитых. Это в нашей независимой Украине, несмотря уже на фактор войны. Украина по оценке международных организаций является опасной для этой профессии.

 К сожалению, я это должен констатировать, власть в этой стране объединяла одна досадная деталь — журналисты им мешали. Есть ли выход из этого замкнутого круга. По крайней мере, один я бы хотел предложить. Мы с коллегами из «Слуги народа» будем предлагать такое решение. Преступления против журналистов, поскольку это 4-я власть, должны рассматриваться отдельно. По крайней мере, на уровне Генерального прокурора Рябошапки мы обсуждали вопрос создания специального прокурорского подразделения, которое будет расследовать дела против журналистов, на уровне министра внутренних дел Авакова, о создании специальных следственных групп. Я очень надеюсь, что такой подход позволит поднять расследования на более высокий уровень. Однако есть другая сторона этой медали — это собственно ответственность самих журналистов и СМИ.

 К сожалению, в последнее время такие понятия, как фейковые новости, сознательная дезинформация, элементарное нарушение журналистских стандартов, попустительства агрессии, врага против нашей страны стали привычным фактором, я уже не говорю о языке ненависти. Обычно этот щепетильный вопрос и обсуждение этого вопроса граничит с наступлением на свободу слова, однако кто-то за это тоже должен нести ответственность, особенно когда речь идет о попустительстве агрессии врага. Могу заверить, ни один кум Путина в этом вопросе не поможет.

 В парламенте создана Временная следственная комиссия, которая в настоящий момент занимается вопросом установления владельцев некоторых каналов. Думаю, в ней мы также рассмотрим вопрос ответственности некоторых лиц и их друзей за попустительство российской агрессии.

 Еще о влиянии владельцев на СМИ. Украина едва ли не единственная страна в Европе, где подавляющее большинство частных СМИ являются убыточными, это обычно создает подозрение, что владельцы влияют на журналистов. В футболе в УЕФА уже 10 лет действует принцип так называемого финансового фейерплей, условно говоря, сколько зарабатываешь, столько тратишь. Если, например, на протяжении трех лет СМИ является постоянно убыточным, наверное, есть шанс применения определенных санкций. Да, возможно, в результате у нас станет меньше ярких шоу, множества сериалов и множества информационных каналов, но это будет честный бизнес, так же честно всем журналистам получать зарплаты не в конвертах и платить за них налоги. В новом законе о медиа, который мы собираемся вынести комитетом уже до конца этого года, эта идея также найдет свое отображение».

И ЗДЕСЬ РОССИЙСКАЯ ПРОПАГАНДА

 Предложения главы Минкультмолспорта и главы Комитета ВР по гуманитарной и информполитике уже вызывали бурные реакции в медиасреде. Один из докладчиков, Олеся Медведева, корреспондентка известного Интернет-издания «Страна.ua», уже успела заявить с парламентской трибуны: «После выступления представителей власти, а именно профильного министра господина Бородянского и руководителя профильного комитета господина Ткаченко, создается впечатление, что вот лично я побывала на, знаете, презентации трибунала против журналистов». Впрочем, ввиду того, что идеи относительно внесения изменений в медийное законодательство еще будут оформляться в виде законопроектов, а затем обсуждаться в экспертной и политической среде и приниматься в комитетах и в сессионном зале, самые ожесточенные баталии еще впереди.

 Из других тем, которые обсуждались во время слушаний, были вопросы особенностей работы журналистов и СМИ во время войны. И здесь мы имели возможность прослушать, как говорят, разные точки зрения от представителей разных общественных организаций и разных медиа, в том числе и тех, к которым имеет отношение «кум Путина».

 Но, к счастью, есть в Украине и другие средства массовой информации, журналистские объединения и журналисты. Одним из самых ярких выступлений стала речь «человека из России» — собственного корреспондента информационного агентства УНИАН в Москве Романа Цымбалюка. Он, в силу специфики своей работы, немного больше других коллег понимает в том, как тема свободы слова и прав журналистов используется российской пропагандой. Поэтому его доклад является очень важным для понимания, почему пророссийские политические силы; общественные организации и медиаэксперты, якобы авторитетные, но очень лояльные к «коллегам по одной профессии из России»; работники СМИ, к которым имеет отношение «кум Путина»; другие прокремлевские персонажи, постоянно муссируют тему «нападений на журналистов».

ЦИМБАЛЮК: ОНИ ЖОНГЛИРУЮТ ЭТИМИ ФАМИЛИЯМИ

«Хочу сказать, что сегодняшняя тема: безопасность журналистов, но есть еще и другое измерение этой проблемы.

 Дело в том, что фамилии наших коллег, которые погибли при выполнении своих журналистских обязанностей, которые рассказывали нашему обществу правду, эти фамилии используются российской пропагандой. Они жонглируют этими фамилиями, что причиняет нам боль, для того, чтобы оправдать российское вторжение в Украину, они тем самым говорят, объясняют, что, вот, видите ли, у них там свободу слова притесняют, а это значит, что это фейл-стейт, а значит, Крым — наш, Донбасс — наш.

 И это притом, что они могут говорить такие вещи, а Роман Сущенко, который, слава богу, сидит в настоящий момент напротив меня в Верховной Раде, а не в клетке российского суда, находился столько лет в тюрьме. И наш коллега Станислав Асеев, которого, фактически, оккупационная власть осудила на 15 лет. И это действительно страшно, когда фейковая республика, фейковые стражи порядка, фейковые суды, а тюрьма настоящая».

 «Информационная безопасность и физическая безопасность журналиста — это взаимоувязываемые вещи. Если у нас будут продолжать работать в стране СМИ, которые здесь сеют пророссийский дискурс, закончится это очень плохо, в том числе и для фракции власти «Слуга народа». Потому что у нас очень много как-то, знаете, средств массовой информации, которые нашептывают украинцам: не все так однозначно. В действительности ситуация очень-очень страшная и, если ее не исправить, закончится плохо».

ТЕНЬ ГОНГАДЗЕ

 В действительности сами нынешние парламентские слушании — по замыслу некоторых организаторов — тоже должны были стать площадкой для продвижения тезисов российских пропагандистов о невероятных нарушениях свободы слова и прав журналистов в Украине. Но будем объективными — актуальность темы не является исключительно следствием потуг «кремлевских агентов». Украинская власть меняется, но неизменным остается нераскрытие резонансных преступлений против журналистов или раскрытие, но без наказания всех причастных, начиная с заказчиков.

 «...постоянно общаясь со студентами-журналистами, в каждом университете слышу одно и то же, родители отговаривали меня идти учиться на журналиста, говорили, дитя, тебя убьют, как Гонгадзе. Трагедия Гонгадзе — это трагедия украинской журналистики и это страх, который до сих пор парализует украинское общество».

 Сергей Томиленко, глава Национального союза журналистов Украины, член исполкома Европейской федерации журналистов.

 Севгиль Мусаева, главный редактор интернет-издания «Украинская правда».

 Поэтому российская пропаганда — пропагандой, но «домашнюю работу» нужно выполнять. Это же очевидно, что без политической воли относительно прекращения — везде и на всех уровнях — безнаказанности по отношению к давлению, угрозам и, тем более, преступлениям против профессиональных и честных журналистов, нам, в принципе, никогда не построить крепкое современное демократическое государство и никогда не выиграть информационную войну.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ