Обстоятельства вокруг недавнего обращения Петра Порошенко из генерального штаба, во время которого Президент объявил о прекращении огня, вызвали настоящий скандал и шквал взаимных обвинений в медиа-сообществе. Напомним, что из-за отсутствия взаимодействия между Администрацией Президента и украинскими СМИ целый ряд центральных телеканалов выступление главы государства не показали (см. статью «Медиа-поражение команды Президента» в №27 от 18 февраля с.г.) Не показала Президента и «первая кнопка». Нет, не «Перший Національний» — телеканал «Эра», который с конца 2001 года занимает его эфирное время ежедневно с 6:00 до 9:00 и с 23:00 до 1:18. Вместо выступления главы государства он транслировал... концерт Виктора Павлика. В то же время, учитывая дискуссии, вспыхнувшие в Фейсбуке, можем констатировать, что присутствие «Эры» на кнопке «Першого Національного» оказалось «новостью» даже для некоторых представителей медиа-сообщества. «Хороший фундамент» для создания общественного вещания...» — не в тему иронизирует на своей странице в социальной сети в прошлом тележурналистика, а ныне народный депутат Ирина Геращенко. Запутаться тут и в самом деле несложно, ведь история давняя, к тому же с неприятным привкусом. В то же время читатели «Дня» с ней хорошо знакомы, ведь наше издание с первых дней освещало это преступное недоразумение государственного масштаба. А как еще назвать ситуацию, когда национальный вещатель был фактически отдан в лизинг частному телеканалу?
Программы «Эры» начали появляться в эфире тогдашнего УТ-1 еще задолго до получения соответствующей лицензии. При этом зритель мог наблюдать все атрибуты этой телекомпании — позывные, эмблему, логотип и тому подобное. То есть речь шла о субаренде канала вещания, которая, кстати, была запрещена тогдашним законодательством. Равно как и передача в пользование негосударственной телеорганизации государственной телестудии... В то же время отдав часть своего эфира «Эре», НТКУ, штат которой в те времена был еще больше, чем сегодня, признала свою неспособность заполнить эфир продуктом собственного производства. Но как объяснить тот факт, что частная телекомпания получила едва ли не самые привлекательные с точки зрения рекламы часы, в частности — и утренний прайм-тайм? Вероятно, кроме проблем с собственным телепроизводством, у руководства НТКУ были тогда и какие-то другие мотивы. Детали этого соглашения неизвестны, однако, по словам тогдашнего председателя Счетной палаты Валентина Симоненко, телеэфиром «Эра» пользовалась бесплатно... Интересное «совпадение» — свои часы вещания этот медиа-холдинг имеет также на первом канале Украинского радио. Слушателям радио «Эра» запомнилось, в частности, тем, что до недавнего времени на его волнах можно было услышать «Голос России».
Не меньше вопросов с точки зрения законности оставляет и собственно процесс получения «Эрой» лицензии на более чем пять часов вещания, который фактически легализовал перераспределение государственного эфира. Произошло это как раз в разгар предвыборной гонки. На заседании Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, очевидно, для «моральной поддержки» тогда высадился «десант» народных депутатов. Все — представители партии «Трудовая Украина»: Дмитрий Табачник, Игорь Шаров и Андрей Деркач (почетный президент холдинга «Эра-медиа»). «За» проголосовали все члены Нацсовета, кроме председателя Бориса Холода.
С тех пор прошло почти 15 лет, поменялось несколько президентов, составов парламента и каденций Нацсовета, но ситуация не изменилась. Хотя несколько раз руководство Первого национального пыталось избавиться от нежелательного соседа — все было напрасно. «Помню, как лет восемь назад Нацсовет в очередной раз продолжал лицензию «Эры», — рассказывает украинский писатель, в прошлом начальник отдела связей со СМИ и общественностью Нацсовета, а сейчас президент Благотворительного фонда содействия инициативам газеты «День» Николай Гриценко. — На заседание опять пришли Деркач и Шаров. Все собравшиеся понимали, что происходит нарушение закона, но цинично молчали. Когда же решение было принято, Игорь Шаров совершенно серьезно заявил: «Спасибо Национальному совету за государственническую позицию!»... Участников заседания начал душить смех. На мой взгляд, владельцы этой компании имеют договоренности на наивысшем уровне. ТРК «Эра» удается каждый раз оставаться на плаву именно потому, что в зависимости от политической ситуации они всегда выбирали сторону сильнейшего, как им казалось, игрока». Последний раз это свойство руководство телекомпании продемонстрировало в начале прошлого года, когда журналисты канала получили «темник» с требованием «отбелить» диктаторские законы от 16 января (Андрей Деркач был среди тех депутатов, кто голосовал за них поднятием рук). Тогда из-за цензуры с канала ушла журналистка Маргарита Тарасова.
Кроме всего, следует помнить о том, что «первая кнопка» украинского телевидения — это стратегический ресурс, и присутствие на ней ТРК «Эра» или любой другой частной телекомпании ограничивает возможности государства, например, в случае введения чрезвычайного или военного положения, а такая перспектива рассматривается сейчас как вполне реальная. Согласна с этим мнением и первый заместитель председателя Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Ольга Герасимьюк. «Лицензия телеканала «Эра» действительна до 2017 года, — рассказывает она в комментарии «Дню». — Выдать ее, на мой взгляд, было очень спорным решением. Ситуация, которая сложилась сегодня, — неправильная и нестандартная. Нацсовет должен выяснить, что с этим можно сделать. Вскоре на Первом национальном должен заработать общественный вещатель. Думаю, что когда мы начнем процесс его лицензирования, параллельно придется искать какое-то решение по «Эре». Однако нужно быть готовым к тому, что в связи с этим телеканал будет требовать от нас определенной компенсации».