Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь после смерти

16 апреля, 2004 - 00:00

Как скучно было бы жить без поиска смысла жизни, какой бы бессмысленной была жизнь без поиска смысла смерти, и насколько утешителен постулат о жизни вечной, связывающий обе «эстетические» (по Ницше) категории. Убежденность в том, что «нет, весь я не умру» — пока скорее символ веры, чем научно доказанный факт, но опыт побывавших на грани жизни и смерти, а то и за ней — тоже реальность, с которой нужно считаться, хотя бы пытаясь найти объяснение непознанному. Этим и занимались участники ток- шоу «Я так думаю» («1+1»). Выяснилось, что восприятие смерти у тех, к кому она подошла слишком близко, очень индивидуально, хотя есть и множество удивительных совпадений. Кто-то переживал ужас от ощущения всасывающей тьмы, которая и воспринималась как смерть; кому-то виделась она совсем не старухой со страшной косой, а покоем и волей, коих нет и не было на земле. Побывавшие на границе миров признавались в освобождении от неверия, в том, что жизнь и смерть воспринимают теперь иначе, поскольку такое посвящение в святая святых преображает даже самых закостенелых материалистов. Хотя и смерть вполне материальна, если она — тоже реальность, данная в ощущениях тем, кто к ней прикоснулся. Их сложно убедить в том, что пережитое — всего лишь «особое состояние сознания», как объясняют «пограничные видения» опытные психиатры. Мозг требует объяснений — таких же «осязаемых» и логичных, как сам; душевные переживания для него — не аргумент, как и вера в присутствие в теле души как таковой. Но приятно, что ученые — участники программы — все-таки отделяли понятие мозговой деятельности от сознания, замечая, что науке неизвестно, что такое сознание и как сделать его предметом изучения. В общем, в вопросах вечных естественная наука пока помощник слабый. Другое дело — философия и религия, к многочисленным течениям которых интерес растет, особенно у людей молодых, только начинающих осознавать и идентифицировать себя. Для категории ищущих бессмертие и вечность — поле борьбы веры и разума, итогом которой может стать как саморазрушение, так и самоусовершенствование. Хотя «рецепт» жизни вечной был человечеству дан, и объяснялся он как чудо вселенской любви, воскрешающей и попирающей смерть. Но любовь — не как биохимический процесс, а как высшее проявление возможностей «ненаучной» души, — опять-таки пока «исследованию не подлежит». А значит, спор о вечном по- прежнему все так же вечен.

Состоявшийся разговор о тонких материях был очень кстати в канун Пасхального воскресенья. А вот само праздничное утро омрачило неожиданное поражение Владимира Кличко, который достойно дрался четыре раунда с Лэймоном Брюстером, успел отправить соперника в нокдаун, а потом вдруг, слишком уж вдруг, открылся, обмяк и... пал к ногам американца. Рефери зафиксировал технический нокаут, а наши сердца оборвались от жалости, разочарования и недоумения. Как, почему, что случилось? Последующие комментарии спортивных обозревателей были скупы и невразумительны, ничего не смог добавить к ним и брат побежденнго. Сможет ли Кличко- младший после столь болезненного падения «воскреснуть», найдет ли в себе силы для возрождения после случившегося «распятия» — болельщики с нетерпением ждут реакций поверженного любимца.

А в студии «Четвертої влади» обсуждали тему авторского телевидения в Украине, точнее, его отсутствия. Дмитрий Корчинский считает, что авторское телевидение для телеканалов — вопрос имиджа, а не рейтинга. Дмитрий Киселев — что украинское телевидение «стало жертвой аудитории, которую само и воспитало: «постоянно опускался стандарт, становилось все больше пошлости», что привело «к параличу мышления», после чего рассчитывать на какой-то уровень рефлексии в обществе не приходится. Из его заключения также следует, что украинцам авторские «программы, наполненные смыслом», как бы и не нужны, и что это объясняется особенностями украинской культуры. Так же бессмысленна, по его мнению, и украинская эстрада — без песен с социальными и мировоззренческими темами. Илья Ноябрев полагает, что отчасти тому виной — гонка за коммерческим успехом на ТВ. Корчинский объясняет этот феномен «чистым импрессионизмом» украинской культуры вообще, тем, что мы не интересны самим себе, что разговор «о каких-то конкретных вещах» никогда не был свойственным нашей культуре — «так уж случилось». А кто, собственно, из наших современников-телеведущих пробовал «высказать себя» широкой телевизионной аудитории? Где они, примеры качественных авторских программ, глубоких, интересных, без самоцельного самопропагандирования, чтобы можно было сделать вывод: нет, тупому украинскому телезрителю это не нужно и не интересно? Или, по Ноябреву, дело в «творческом самообрезании» и пассивности наших тележурналистов, которые или не хотят напрягаться, или им попросту нечего сказать. Обсуждался и еще один аспект — наличия или отсутствия харизмы у телеведущего. Притягательная энергетика — тоже нечто наукой не определенное, зато четко определяемое телезрителями, «голосующими» или игнорирующими ту или иную программу. Обидно, что харизматичных личностей на нашем ТВ так мало.

Вполне социальную и мировоззренческую тему решились исследовать два «харизматически противополо жных» ведущих «Двойного доказательства» — о двойном гражданстве. Оказывается, чтобы жителю нашей страны получить гражданство России, достаточно быть ветераном войны, контрактником или всего лишь выпускником российского вуза. Такой либеральностью российского законодательства уже воспользовались многие крымчане, пытаясь, например, получать пенсию и там и тут. А почему бы и не коллекционировать паспорта, если, по словам одного из участников программы, почти десятая часть наших парламентариев не отказывает себе в этом удовольствии, хотя, по идее, получив паспорт другой страны, наши сограждане должны тут же лишиться родного. Поэтому не совсем понятно, к кому обращены были выводы о том, что двойное гражданство — инструмент политического давления, форма экспансии, возможность претендовать в дальнейшем на территорию проживания «двойных» граждан и стратегическая угроза национальной безопасности нашей страны. Правда, несколько успокоило признание ведущих, что их «двойственность» на гражданство не распространяется...

Оксана ТИХОНЧУК, «Вечерний Николаев», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ