Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Журналисты должны смотреть шире, чем политики»

Ведущие «5 канала» Татьяна Даниленко и Павел Кужеев — о ценности умной беседы в эфире и необходимости консолидации
3 ноября, 2011 - 20:33
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО «5 КАНАЛОМ»

На прошлой неделе «5 каналу» вручили Сертификат рекордсмена Книги рекордов Гиннесса. Хотя о том, что телемарафон «Украинская независимость» длительностью 52 часа побил мировой рекорд непрерывного эфирного вещания, установленный перуанцем Сержио Галиани, стало известно раньше. Полученный «5 каналом» результат особенно важен сегодня, когда украинское телевидение далеко не всегда демонстрирует стремление к умному и качественному. Именно поэтому, поздравляя коллектив канала, «День» воспользовался этим как поводом пообщаться с ведущими «Украинской независимости» Татьяной Даниленко и Павлом Кужеевым, и конечно же, не только о полученной награде.

— Ваше достижение — это определенная планка для канала. Как журналисты «5 канала» планируют поддерживать достигнутое? Чем ваш опыт может быть полезен украинскому телевидению и зрителю?

Татьяна Даниленко: — На мой взгляд, марафон «Украинская независимость» — это скорее демонстрация мощи, а не определенная планка. Он засвидетельствовал, что команда способна осилить большой и нестандартный проект. Никакого надрыва не было — люди, задействованные в марафоне, работали с азартом, всем было интересно. Главное, чтобы на канале чаще появлялись такие проекты. Поверьте, тогда демонстрировать уровень будет кому. Что же касается опыта для телевидения, то я вижу очень мало каналов, которым он может быть полезен. Не считайте это мнение слишком пафосным, но лишь единицы могут согласиться на полсотни часов живого эфира, да еще и на общественно-политические темы. А вот для зрителя такие проекты бесценны. Я верю, что у многих из них появилось чувство, что в этой стране далеко не все безнадежно.

Павел Кужеев: — В конце концов, именно марафон стал доказательством того, что планка «5 канала» всегда была высокой. Потому и стала возможной реализация этого проекта, ведь он аккумулировал в первую очередь человеческие ресурсы и доказал, что «yes, we can»! Обычно такой формат можно и нужно совершенствовать, ведь ничего похожего на украинском телевидении еще не продуцировалось. Наверное, с точки зрения выдумывания и воплощения форматов в этом мы стали пионерами и дело, возможно, не столько в продолжительности, сколько в верстке, комбинациях с гостями, миксовании уже существующих форматов.

— Как можно понять из пресс-релизов, канал заведомо ставил перед собой задачу побить существующий рекорд, принадлежащий перуанцу Сержио Галиани. Как возникла идея с установлением нового рекорда и чего вы пытались этим достичь, ведь не только записи в Книге рекордов Гиннесса?

Т. Д.: — Рекорд — это лишь форма патриотической по содержанию передачи. Не секрет, что мы пытались компенсировать скромность официального празднования Дня независимости. 20-летие — это важный рубикон для страны, есть что праздновать и есть что подытоживать. Но уже в начале лета стало понятно: атмосферы большого национального праздника не будет. События 24 августа это только подтвердили. Праздничная атмосфера рекордного марафона многим и повысила градус оптимизма, и укрепила национальную гордость, и заставила по поводу многих вещей задуматься.

П. К.: — Сначала была спонтанная идея. Потом один за другим наслаивались варианты воплощения. А когда после многих мозговых штурмов появились определенные контуры проекта, стало понятно, что 20-я годовщина независимости Украины — именно тот день и тот шанс, упустить который было бы с профессиональной точки зрения, мягко говоря, стыдно.

— Не так легко поддерживать содержательный разговор с опытными политиками, историками на серьезные темы на протяжении двух суток. Что было самым сложным на протяжении 52-часового эфира? Какие темы вам не удалось раскрыть, к чему вы еще хотели бы вернуться?

Т. Д.: — Я не буду убеждать вас, что все разговоры были одинаково содержательными. Много тем хотелось бы сузить, но в формате настолько многочасового марафона этого делать не стоило. Я очень критично отношусь к своему труду. Эфиров, которыми бы я была на все сто довольна, не существует в природе. Но ощущения, что какие-то студии марафона были откровенно неудачными, у меня нет. Единственное, что я лично поняла для себя уже с опозданием, — на марафон нужно было пригласить больше гостей. В нашем эфире не было, например, ни одного художника, каким-то образом он обошелся без Нины Матвиенко, Олега Скрипки и Святослава Вакарчука, там обязательно должна была быть Лина Костенко, следовало пригласить кого-то из диаспоры. По поводу этого действительно жаль. Но мы планировали все так, чтобы преодолеть большую дистанцию. Сознательно и подсознательно облегчали труд себе и гостевым редакторам, а также другим коллегам. Хотя, как оказалось, можно было обойтись и без этого.

П. К.: — Даже круглогодичного марафона не хватило бы для полного раскрытия той или иной темы, ведь в студию приходят разные люди с противоположными взглядами относительно одного и того же. Здесь нам, как украинским футболистам, всегда не хватает времени для еще одного гола. В конечном итоге, все темы, которых мы касались во время марафона, присутствуют в диалоговых студиях, в других проектах «5 канала» на протяжении года. Поэтому мы к ним не то чтобы возвращаемся — продолжаем.

— Телемарафон «Украинская независимость» был посвящен определенному рубикону в общественной и политической жизни государства. Соответственно, в студии «5 канала» обсуждались ключевые события, произошедшие за последние 20 лет. Впрочем, журналистика тоже ответственна за то, каким оказался ход событий. У вас в гостях было много журналистов. Удалось ли вам раскрыть эту тему — ответственности украинской журналистики за нашу новейшую историю?

Т. Д.: — У нас был посвящен журналистике единственный час из 52-х. Главный итог этого часа — журналистам стоит объединяться, но не вокруг политических фигур или сил. Поскольку, как показал опыт 2004 года, можно набить много шишек. Журналисты должны смотреть шире, чем политики. Гостями «журналистского» часа были Андрей Шевченко и Мустафа Найем. Первый — один из левитанов оранжевого Майдана, в настоящий момент политик. Второй — категорически против того, чтобы журналисты выходили на площади и становились политиками. Оба — новое поколение, которое УЖЕ является частью свободного света. В то время как поколение при власти ЕЩЕ дискутирует, какой из векторов принесет Украине большую выгоду.

П. К.: — Журналисты ответственны не меньше представителей всех остальных профессий и социальных институтов. Конечно, не имеет смысла кричать «Тревога!» по радио, когда вы не включаете приемник, нежно называя его «врунишкой». Какой смысл выпускать целые страницы информации, если вместо газеты можно почитать пивную этикетку? Зачем смотреть теленовости, если какое-то полуобнаженное светское чучело призывает не смотреть зомбоящик? Таким образом, напрашивается мысль о грязи политики, нулевой роли гражданина в жизни государства и пропаганде внутренней эмиграции в социальные сети. Кто этим пользуется, думаю, вы знаете и видите. Но я бы не посыпал голову пеплом. Когда вне журналистского цеха никто в стране не хочет брать на себя ответственность ни за что, доверие к СМИ у общества достаточно высокое. Потому что СМИ и еще церковь разговаривают с людьми, у остальных — приемные часы и очереди.

— Телевидению независимой Украины тоже 20. О каких основных тенденциях можно говорить, подводя определенные итоги? «День» часто акцентировал внимание на потребности консолидации украинских журналистов, в частности, вокруг базовых национальных интересов. Определенные шаги в этом направлении делаются. Но можно ли говорить о том, что в украинской журналистике уже сформированы общие смыслы? И в конечном итоге, являются ли наши журналисты украиноцентричными?

Т. Д.: — Консолидация, на мой взгляд, должна происходить. В частности, и вокруг национальных интересов. Но «национальных» — не в архаичном смысле. Если Украина выберет не тот путь — журналисты, и я надеюсь, большинство из нас это понимает, потеряют право на профессию. Независимо от того, в косоворотке или в вышиванке будет проторять власть этот путь.

П. К.: — Журналисты — да. Владельцы средств массовой информации — не все. Украиноцентричных — меньшинство.

— И под конец, какие новые сверхзадачи вы перед собой ставите?

Т. Д.: — Пока что хотелось бы совершенства в той работе, какая есть. А сверхцель и сверхзадача — еще должны выкристаллизоваться. Как только процесс закончится, это перестанет быть тайной.

П. К.: — Как говорят, следите за анонсами!

Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ