О бульварщине и бульварных изданиях думали и говорили на прошлой неделе гости Анны Безулик в «Я так думаю» («1+1»).
В общем, в студии пытались определить причины и последствия популярности в Украине бульварной прессы вообще, говорили о конкуренции российских и украинских бульварных изданий в частности, о последствиях увлечения легким чтивом и т.д. В принципе, все согласились с тем, что в желании «дать читателям то, что они хотят, причем суметь дать всем все» (таков, по словам Дмитрия Гордона, принцип подбора информации в газете «Бульвар»), нет ничего дурного. Тем более, что желания читателей тоже со временем эволюционируют. Конкурсы грудастых красавиц, «новости» о сексуальных извращениях и жутких убийствах уже не так востребованы, а вот придуманные и непридуманные истории из жизни по-прежнему (или даже более) популярны. Внимание к частностям, в том числе к частностям личной жизни публичных людей — общемировая тенденция. Хорошо это или плохо — давно не обсуждается, обсуждается качество подаваемого продукта. В этой связи очень уместен был вопрос, является ли бульварная пресса просто массовой продукцией, как стиральный порошок или пачка одноразовой посуды, или это все-таки продукт интеллектуального рынка. Судя по высказанным мнениям, в каждом случае — по-разному. И количество перейдет в качество только в том случае, если мы это более качественное захотим прочесть и купим.
Бульварное чтиво — жвачка, имитация «еды». Но тяга к облегченному — это и форма ухода от информационного «ожирения», от утомительной реальности и повседневных проблем и своеобразный метод релаксации. Желание «расслабить мозги» естественно, а то, что часть потребителей такой продукции предпочитает не напрягать их вовсе, так это тоже выбор, который рынок всегда будет готов удовлетворить.
Сложнее удовлетворить тех, кто хотел бы читать качественную популярную периодику, эта ниша у нас практически не закрыта, но есть надежда на то, что и эта потребность будет замечена.
К сожалению, не говорили в студии о бульварщине на телевидении, хотя поговорить есть о чем. Мыльные сериалы не в счет, они по сравнению с многочисленными «желтыми» шоу — лепет младенца, тихая колыбельная, мягко убаюкивающая домохозяек и пенсионеров. ТВ-бульварщина — агрессивная, шокирующая — только набирает обороты. Она тоже стремится «всем дать все», формируя спрос предваряющим его предложением. Не всегда предложенное прилично, но рейтингом оправдывают все, даже телевизионный эксгибиционизм. Неестественная (или естественная?) «желтизна» телеэкранов — чем не повод поговорить?