Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая эра под старым флагом

Иранцы не ожидают от Рухани чуда, но надеются, что с его избранием в Исламской республике произошел перелом
9 июля, 2013 - 13:31

После восьмилетней эры правления консервативного Махмуда Ахмадинежада президентом Ирана стал умеренный реформатор Хасан Рухани. За это время произошло обесценивание национальной валюты — реала — на две трети, уровень инфляции достиг 60%, подскочили цены на продукты питания, аренду жилья и общественный транспорт. Кроме того, во внутренней политике было противостояние между первыми лицами государства: аятоллой Али Хаменеи и президентом Махмудом Ахмадинежадом.

Новый президент пообещал проводить политику сдержанности и конструктивного диалога с миром. В ходе своей первой пресс-конференции, после избрания главой Ирана, Хасан Рухани заявил, что государственная политика «будет основываться на умеренности и справедливости», а в риторике не будет экстремизма. Сможет ли Хасан Рухани при существующей системе власти, где страной де-факто руководит духовный лидер, а не президент, избранный народом, изменить ситуацию к лучшему?

На этот вопрос пытается дать ответ иранское общество. В частности, Кевин Шаруз, ирано-канадский юрист, бывший советник начальника отдела по вопросам торговой политики и переговоров при Министерстве иностранных дел и международной торговли Канады заявил канадскому изданию The Globe and Mail: «Ни господин Рухани, ни любые другие политические фигуры не смогут осуществить того, что стремятся иранцы в пределах Исламской республики. Но теперь появилась надежда, что выборы осуществили перелом в иранском обществе, обеспечив пространство для настоящего демократического движения и развития в стране». Надежды на Рухани возлагают и представители оппозиционного «зеленого движения». Активист этого движения Али Колаи на своей странице в Facebook открыто написал господину Рухани: «Мой голос полностью не для вас... Мой голос за демократию. Мой голос за свободу. Ваш фиолетовый цвет — цвет кровоподтеков на теле миллионов людей, которые носили зеленый и были избиты». Напомним, что требования иранского народа были четко сформулированы во время массовых акций протеста в 2009 году. Они хотят демократии, прав человека, улучшения экономики, и положить конец международной изоляции своей страны.

Али Кохан, житель Тегерана, который учился в Малайзии и получил степень бакалавра в области искусственного интеллекта сказал «Дню», что «людям просто нужен кто-то, кто может мысленно освободить их от давления последних четырех лет, потому Хасан Рухани в этом случае имеет очень позитивное значение, но я не думаю, что большинство людей не ожидают от него чуда. Все обещания Хасана Рухани фактически дублировали общие положения предвыборной кампании экс-президента Мохаммада Хатами, — продолжает Али и допускает, что Рухани может быть действенным и эффективным, если сможет выстроить сильную администрацию, однако во времена последних президентов международные санкции были не настолько суровыми, и Иран имел лучшие отношения с Западом». Али Кохан говорит о том, что «простые иранцы осознают, что Хасан Рухани будет руководить страной в жестких экономических условиях».

Бахман Малиш, иранский стоматолог, выпускник НМУ им. А.А Богомольца, сознался «Дню», что проголосовал за Рухани, потому что его публично поддержал Мохаммад Хатами, которого западные журналисты прозвали «аятолла Горбачев».

На вопрос «Дня», способен ли новоизбранный гарант изменить общественно-политическую ситуацию в стране ответил, что это состоится «лишь при условии, что он найдет общий язык с другими странами мира и защитит наши интересы в переговорах с группой «5+1», в которую входят пять постоянных членов Совета безопасности ООН и Германия». Однако Бахман отметил, что президент в Иране мало что решает, потому что все полномочия и ключевые решения в стране принимает Верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи, который в канун выборов отметил на своей странице в Twitter, что «голосование за любого из кандидатов — это голосование за Исламскую республику и вотум доверия системе».

Константин ГОНЧАРОВ, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ