Украину охватывает хаос, и угроза российского вмешательства нарастает. В этих условиях ответственность Запада за достижение конструктивного результата становится самоочевидной.
Россия может окунуть Украину в жестокую, разрушительную и опасную для международного сообщества гражданскую войну. Она способна спровоцировать отделение Крыма и некоторых промышленных районов на востоке страны. Но это приведет к тому, что большинство украинцев превратится в вечных врагов России, независимо от первых результатов гражданской войны при подстрекательстве Москвы.
В свою очередь это разоблачит ностальгическую мечту российского президента Владимира Путина о создании Евразийского союза, показав, что данная инициатива, продвигаемая им лично, построена на запугивании и принуждении. А это не самая приятная перспектива для ставших суверенными бывших советских республик.
Но Запад может сыграть конструктивную роль в сдерживании насилия. Для этого потребуются согласованные действия со стороны США и ЕС. Соединенные Штаты могут и должны четко довести до Путина мысль о том, что они готовы использовать свое влияние и сделать так, чтобы по-настоящему независимая и территориально целостная Украина проводила по отношению к России политику, похожую на ту, которую столь эффективно осуществляла Финляндия. Это означало бы соседские отношения взаимного уважения, обширные экономические отношения с Россией и ЕС и неприсоединение к любым военным альянсам, которые Москва считает направленными против нее. При этом следует расширять связи России с Европой. Короче говоря, финская модель может стать идеальным примером для Украины, ЕС и России.
Но чтобы убедить Кремль, США нужно в частном порядке объяснить Москве, что попытки дестабилизации зарождающейся в Киеве демократии и/или отделения некоторых частей Украины, не говоря уже о тайном или открытом участии России во внутренних конфликтах соседа, заставят Вашингтон использовать свое международное влияние, а это вызовет такие шаги, которые окажутся для Москвы исключительно дорогостоящими в экономическом плане.
Меры здесь могут быть самые разнообразные — от индивидуальных до межгосударственных финансовых санкций; пересмотр статуса России во Всемирной торговой организации, во Всемирном банке, а также ее роли в Большой восьмерке. Очевидно, ЕС в таких усилиях должен стать солидным партнером, поскольку у него значительные объемы торговли с Россией.
Но еще более настоятельной и важной для ЕС является потребность сформировать пакет срочной и значительной финансовой помощи Украине. В противном случае эта страна погрузится в деструктивный финансовый хаос. Лидерство в этом вопросе в Европе должна взять на себя Германия, а также Британия. Роль последней как прибежища для российских и украинских финансовых олигархов дает Лондону особые рычаги воздействия. Но и каждая страна ЕС должна пойти на определенные жертвы в попытке предотвратить возможный катастрофический экономический крах на Украине.
Очевидно, что США и ЕС при помощи России должны и дальше оказывать давление на преобладающие в Киеве демократические силы с тем, чтобы они занимались не местью и наказаниями, а национальным объединением и политическим урегулированием. Сделать это возможно, а появившиеся на Майдане лидеры являются умеренными.
Поэтому независимо от того, как пойдут дела в ближайшем будущем, я по-прежнему верю, что рано или поздно Украина по-настоящему станет частью демократической Европы. Рано или поздно Россия последует за ней, если не самоизолируется и не превратится в застойный империалистический реликт.
The Financial Times, 24 февраля 2014 г. Перевод ИноСМИ.Ru
Збигнев БЖЕЗИНСКИЙ — работал советником по национальной безопасности у американского президента Джимми Картера. Он написал книгу Strategic Vision: America and the Crisis of Global Power («Стратегический взгляд: Америка и кризис глобальной силы»).