Смыкая ряды умеренных арабских стран против ХАМАСа президент Египта Хосни Мубарак пригласил израильского, палестинского и иорданского лидеров на встречу, являющуюся самой большой демонстрацией поддержки умеренными арабскими государствами палестинского президента Махмуда Аббаса, который все еще находится в политической осаде. Историческая встреча между президентом Египта Хосни Мубараком, иорданским монархом королем Абдуллой II, палестинским президентом Махмудом Аббасом и премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом состоялась на египетском курорте Шарм аль-Шейх.
Следует заметить, что египетской и иорданский властям действительно есть из-за чего волноваться. Ведь впервые в арабской стране, используя демократические институции, к власти пришли представители террористической организации, которые смогли успешно манипулировать недовольством палестинского населения. Более того, ХАМАСу хватило всего двух дней, чтобы недавно полностью овладеть сектором Газа.
Однако палестинские противоречия имеют свою предысторию. Западный берег (Иудея и Самария) и сектор Газа в течение многих лет развивались по- разному и сегодня представляют различные культурно-исторические регионы. Палестинцы Иудеи и Самарии ощущают свое родство с Иорданией куда больше, нежели с «братьями» в секторе Газа. Газа со временем превратилась в анклав, где доминируют нищета, бандитизм, рекет и безработица. В целом, сектор Газа стал своеобразным палестинским Гарлемом. И, как считают некоторые арабские эксперты, Западный берег и сектор Газа никакого государства совместно образовать не могут, потому что «гадючник Газы» не может быть частью какого-либо государства. Поэтому Газа — камень на шее у палестинского государства.
Возможно, что сегодня единственной возможностью создания палестинского государства является его провозглашение на Западном берегу. В таком случае Египет должен провести операцию в духе талибов — создать на своей территории новую палестинский армию и «запустить» ее через границу для борьбы с ХАМАСом. Допустим, что Египет решится на такую операцию, по согласованию с США, вместо того, чтобы приспосабливаться к власти ХАМАСа. Но и тогда ФАТХ — это худший вариант для основания новой палестинский армии. ФАТХ всегда был слабой организацией и только присваивал себе успехи палестинский радикалов. Ясир Арафат сумел только направлять в свою пользу денежные потоки и ликвидировать потенциальных конкурентов.
Известно, что Израиль, вторгаясь в Газу, вполне способен очистить плацдарм от ХАМАСа в пользу ФАТХа, но это не может решить вопроса палестинского двоевластия. Поскольку можно допустить, что в таком случае Аббас останется хозяином Западного берега, а Хания — сектора Газа. Тогда слабый Махмуд Аббас постепенно окажется под каблуком иорданского короля Абдуллы.
В наилучшем варианте подобного развития событий, будет создана федерация с Иорданией, в которой Аббас станет наместником Абдуллы в Иудее и Самарии. Газа же останется базой терроризма — заповедником радикализма для мировых масс- медиа. Тогда Израилю придется проводить очистку Газы от ХАМАСа, так же, как он регулярно «чистит» Иудею и Самарию от бойцов ФАТХ. Израилю абсолютно ни к чему поддерживать ФАТХ, за исключением ситуации, когда ФАТХ захочет создать федерацию с Иорданией. При образовании такой федерации вопрос о палестинском государстве вообще постепенно сойдет с повестки дня мировых СМИ и станет внутренним делом Иордании. Поскольку тогда уже речь будет идти не о палестинском государстве, а о границах Иордании.
В этой сложной ситуации Израиль оказал палестинцам значительную помощь. Он продолжает эвакуировать тяжело раненных палестинцев из сектора Газа для лечения в Израиле, поставляет молоко, еду, медикаменты и горючее в Газу через переход Карем Шалом, поскольку основной переход Карни остается закрытым. Израиль заявляет, что палестинцы не подготовили переход по их просьбе. Должностные лица из ХАМАСа заявляют, что они готовы это сделать, но Израиль не хочет с ними согласовывать этот вопрос.
Впрочем, даже если после «встречи четырех» и помощи в подавлении сопротивления боевиков ХАМАСа удастся в каком- то формате возобновить мирные переговоры между израильтянами и палестинцами, то это совсем не означает, что запущенные главные проблемы, блокировавшие все это время возможность двухстороннего урегулирования, так легко удастся решить. А это проблемы: территориального разграничения, будущего Иерусалима и беженцев. Израильскому премьеру очень непросто будет достичь компромисса, поскольку на сегодня его популярность в обществе достигла предельно низкого уровня. Кроме того, чтобы добиться существенного продвижения в этом вопросе Ольмерт должен убедиться в том, что Аббас контролирует стабильное правительство и все достигнутые во время переговоров соглашения будут выполняться.
Недавняя стычка в секторе Газа показала, что ничего подобного Аббас гарантировать не может. Его силы безопасности, превышавшие по своей численности боевиков ХАМАСа, оказались небоеспособными и неподготовленными, что и дало возможность «хамасовцам» легко их рассеять. Ситуация представляется порочным кругом. Чтобы выглядеть сильным, он должен показать своим сторонникам способность не только договариваться с израильтянами, но и принудить их пойти на существенные уступки. Однако, для того, чтобы на равных договариваться с Израилем он должен доказать, что ситуация в Палестинский автономии у него под контролем и гарантировать, что все достигнутые обязательства будут реализоваться в жизнь. Похоже, что лидеры четырех стран едут в Шарм аль-Шейх с противоречивыми чувствами. Король Иордании Абдулла II хочет, чтобы израильтяне и палестинцы сели за стол переговоров. Поскольку иорданец опасается, что дестабилизация на Западном берегу может заставить его жителей бежать в Иорданию.
Силовой захват ХАМАСом контроля над сектором Газа воочию доказывает, что подходы арабского мира к «палестинскому делу» нуждаются в значительной коррекции и изменениях. Вероятно, что радикальные подходы террористических ХАМАСа и «Хизбаллы», а также широкая поляризация во многих арабских странах, не могут устраивать их лидеров. Поиск реалистичных компромиссов с Израилем — это именно тот путь, который мог бы привести к мирной перспективе в ближневосточном регионе. Поскольку стратегическая перспектива не должна замыкаться на желаниях Дамаска или Тегерана.
Возможно, что единственным позитивом, происшедшим в результате недавней трагедии в Газе является то, что она перечеркнула мифы, доминировавшие в среде некоторых представителей арабского среднего класса, или, во всяком случае, в среде части интеллектуальной элиты. Парадигмой поиска современного разрешения конфликта с Израилем, длящегося много десятилетий, в первую очередь, должен стать отказ от радикализма, и поворот к взвешенным методам попыток достижения своих целей. Потому что ситуация на Ближнем Востоке развивается таким образом, что вскоре мир может стать свидетелем рождения двух мини-государств не только на палестинских поприщах, но и в Ливане. В этом контексте, вполне не исключено, что «государственного клонирования» не удастся избежать и Ираку.
Хочется верить, что «встреча четырех» в Египте станет началом реального пути к палестинской государственности, поскольку ни арабы, ни израильтяне не заинтересованы в продолжении еще на долгие десятилетия перманентной конфронтации. Подтверждением этому стало заявление премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта о том, что его правительство освободит из тюрем 250 палестинцев, принадлежащих к ФАТХу — организации, возглавляемой Махмудом Аббасом. Ольмерт также пообещал снять блокпосты и дорожные отряды на Западном берегу Иордана, чтобы облегчить передвижение палестинцев. На саммите в Шарм аль-Шейх лидеры Египта и Иордании поддержали Аббаса, но при этом высказали мнение, что любое соглашение о мире в регионе должно распространяться на все палестинские территории, включая сектор Газа, где власть захватили боевики ХАМАСа.
Как заявил президент Египта Хосни Мубарак, он удовлетворен тем фактом, что все заинтересованные стороны согласны с необходимостью прекратить политический застой в регионе. «Шарм аль-Шейх — это символ мира, — отметил он. — Шарм аль-Шейх продемонстрировал нам, что мира, который кажется далеким, можно достичь путем мужественных решений».