Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Афганский мираж развязки

3 апреля, 2012 - 12:24
АФГАНЦЫ ОБЩАЮТСЯ С МИРОТВОРЦЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СИЛ СОДЕЙСТВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ (ISAF) / ФОТО РЕЙТЕР

В ходе недавнего визита в Афганистан и Пакистан я не мог не заметить все более частые международные призывы к «развязке» в Афганистане. Но развязка для этой страны является опасной иллюзией: игра не закончится, как и история. Единственное, что может закончиться, — это внимание мирового сообщества и участие в делах Афганистана, что вполне может привести к катастрофическим последствиям.

Большая часть международного внимания сейчас направлена на 2014 год, целевую дату завершения постепенной передачи ответственности за безопасность от международных сил афганскому правительству. Этот процесс не обходится без проблем, но нет никаких оснований полагать, что он не может быть завершен более или менее в соответствии с планом и текущим графиком.

Я считаю, что есть и другая, гораздо более важная задача перед Афганистаном в 2014 году: выборы нового президента. В системе, где так много власти — открытой и скрытой, конституционной и традиционной — сосредоточено вокруг президента, выборы вполне могут превратиться в тотальную борьбу за будущее страны.

Президентские выборы 2009 года, на которых Хамид Карзай был переизбран на второй срок, были весьма спорным делом, и ни афганская политическая система, ни международное сообщество не прошли через него с честью. Вместе с борьбой за будущую роль Талибана в стране борьба за власть в 2014 году может реанимировать разногласия, которые вновь поставят страну на грань более широкомасштабной гражданской войны, а либеральные технократы в Кабуле будут раздавлены возрождающимся Северным альянсом и более широким «пуштунским пактом».

Такой сценарий, конечно, будет катастрофой для Афганистана. Но последствия будут намного шире. Мы не должны игнорировать серьезную опасность, которую он будет представлять для Пакистана, в котором новый раунд джихадистской риторики и мобилизации может оказаться фатальным для надежд построения стабильной и безопасной страны. Мы должны извлечь уроки из 1980-х годов: неведение — это не благо.

Что же тогда является правильной политикой для международного сообщества?

Во-первых, мы должны сосредоточиться на самом главном — переходе к системе после Карзая, которую будут считать достаточно легитимной во всех частях Афганистана. Это, прежде всего, вопрос о свободных и справедливых выборах, насколько это возможно, и в этом роль Организации Объединенных Наций будет иметь решающее значение. Также необходимо обеспечить широкий национальный консенсус относительно правил игры. Карзай не может оставить наследство лучше, чем упорядоченный переход, и у него нет никакого интереса в том, чтобы все, чего он добился, было уничтожено.

Во-вторых, мы должны поощрять истинный региональный диалог, который не позволит Афганистану превратиться в поле битвы для разрушительных войн чужими руками. Ключевая задача будет состоять в преодолении пропасти между правительством Пакистана и силами на севере Афганистана. Пакистан должен сделать все необходимое, чтобы убедить всех, что он не будет вести скрытых игр с Талибаном — если, конечно, у него нет таких намерений.

Не менее важно, чтобы Пакистан и Индия приняли участие в открытом диалоге, который может установить доверительные отношения и прозрачность в их соответствующей политике относительно Афганистана. Сегодня этот диалог вряд ли существует, и их взаимное маневрирование, вызванное недоверием, может легко дестабилизировать их слабого соседа.

Наконец, по историческим, географическим и культурным причинам роль Ирана в Афганистане не может и не должна быть проигнорирована.

Нет никаких оснований, почему стратегические цели Запада в отношении Афганистана должны в корне измениться в ближайшие годы. Главное сейчас правильно расставить наши приоритеты. Обеспечение упорядоченного политического перехода и поощрение глубокого и широкого регионального диалога должно находиться в верхней части списка международной повестки дня по Афганистану. Эти задачи важны не только сами по себе, они также являются ключевыми в создании правовой базы для урегулирования отношений между различными афганскими сторонами и Талибаном.

Некоторые утверждают, что крупномасштабное участие в Афганистане было ошибкой. Но в зеркале истории мы видим, что еще большей ошибкой было вообще бросить страну на произвол судьбы.

Афганистан соединяет Центральную и Южную Азию, и отсутствие порядка там будет представлять серьезную опасность в обоих направлениях. Более того, мир — не только Запад, но и Россия, и Китай — рискует получить глобальное распространение наркотиков, оружия и террора.

Теперь задача состоит не в поиске иллюзорной развязки. Книга еще не закончена; мы просто вступаем в новый этап. Сейчас мы должны создать основу для более стабильного Афганистана и устойчивого международного присутствия в регионе, который имеет решающее значение для глобальной стабильности.

Карл БИЛЬДТ, министр иностранных дел Швеции
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ