Уже больше трех лет прошло с тех пор, как прекратились бессмысленные убийства в Алжире. Когда согласно большинству оценок, не менее 200 тысяч человек были убиты во время массового насилия в течение 1990-х годов. Казалось, что план президента Абделя Азиза Бутефлика начал срабатывать, и безопасность была восстановлена на большей части этой большой страны. После введения в силу президентского помилования и инициатив примирения, насилие отступило, стабильность была восстановлена и начался подъем экономики, который содействовал привлечению значительных объемов иностранных инвестиций в последние несколько лет.
Однако недавние теракты, которые забрали жизнь более чем 30 невиновных людей и привели к ранению 160 человек — являются не только напоминанием о недавнем тяжелом прошлом, но и также предупреждением о возможном кровавом будущем. Теракты стали продолжением террористического давления «Аль-Каиды», которая пытается создать «зону страха» от Марокко до Сомали. Во всяком случае эти теракты не могут быть отделены от террористических нападений в Касабланке, на ответственность за которые также претендует «Аль-Каида». И вполне не исключено, что подобные кровавые акции исламских фундаменталистов найдут свое продолжение в соседних странах.
Стоит вспомнить, что ожесточенная борьба радикальных экстремистских организаций с алжирской властью началась в 1992 году после отмены результатов парламентских выборов, на которых уверенно победили исламисты. В последние годы, благодаря грамотной внутренней политике, напряженность в Алжире заметно снизилась. Существенно сократилось количество радикальных группировок, сведено к минимуму число нападений исламских боевиков на мирное население и сотрудников сил безопасности. В своих недавних заявлениях алжирские высокопоставленные чиновники говорили о том, что экстремизм в стране практически побежден, и строили планы по возвращению стране статуса одного из главных туристических центров Северной Африки. Новый неожиданный виток насилия в Алжире, возможно, приурочен очередным парламентским выборам, которые намечены на 17 мая этого года. К участию в них не допущена ни одна исламистская оппозиционная партия.
Ряд арабских аналитиков утверждает, что последние террористические акты проводились экстремистами, которые покидают Ирак. «Аль-Каида» в Ираке, особенно ее неиракские члены, подвергаются резкой критике со стороны других иракских вооруженных боевиков, которые хотят дистанцироваться от немотивированных массовых убийств, проводимых «Аль-Каидой» в этой стране. Джихадисты, возвращающиеся домой, очень хорошо подготовлены и агрессивно настроены. Они считают, что все арабские правительства являются их законными мишенями. Собственно эти теракты стали «бумерангом» того, что арабские страны не смогли не допустить проникновения своих граждан в Ирак. Поскольку тысячи бойцов из различных арабских стран «просочились» на иракские территории после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году. Теперь эти религиозные экстремисты возвращаются в свои страны, чтобы навязать их правительствам новые «кровавые игры». Очевидно, что террористические нападения в Алжире и Марокко являются предупреждением, к которому стоит очень серьезно отнестись региональным ближневосточным правительствам.
Стоит обратить внимание на тот факт, что организация «Аль- Каида в исламском Магрибе», которая взяла на себя ответственность за зверства в Алжире, разместила на сайте в интернете, который обычно используется «Аль-Каидой», предупреждение: «Клянемся Аллахом, что мы не успокоимся и не сложим наши мечи, пока не освободим все квадратные пяди исламской территории в Иерусалиме от всех крестоносцев, коллаборационистов и агентов».
Как отмечает алжирская газета Al Khabar, нападения в алжирской столице стали тестом безопасности и стабильности в стране накануне выборов. «Мы знаем, что эти взрывы, их время и мишени вписываются в общий контекст, который не исключает того, что их целью является нанесение вреда выборам, которые и без того подвергаются критике. И если в других странах выборы являются способом разрешения политических конфликтов, то в Алжире выборы становятся одной из причин для кровопролития».
Между тем даже в кровавые 1990-е годы, когда в Алжире кризис был спровоцирован террористами, правительственные здания не были целями для нападений. Печально, что именно тогда, когда алжирцы стали верить, что в стране наконец прекратилось кровопролитие и сделали короткий вздох облегчения, «волна терроризма» опять показала свою разрушительную силу.
Как считает ведущая египетская газета Al-Ahram, «насилие выросло в Алжире после того, как «Салафистская группа призыва и борьбы» изменила в январе свое название на «Аль-Каиду в исламском Магрибе». Эта группа уже взяла на себя ответственность за целый ряд мелких нападений на иностранцев и сотрудников служб безопасности». Очевидно, что как и каждая развивающаяся страна Алжир имеет проблемы с безработицей, бедностью и низким уровнем жизни. Однако эти проблемы не могут быть разрешены путем насилия, взрывов и убийств ни в чем неповинных людей и уничтожения государственной собственности, а только на основе диалога и взаимного уважения. В своем комментарии иорданская газета Al Arab Al Yawm подчеркивает, что существуют как внутренние, так и внешние причины, которые вдохновляют подобные террористические акты. Прибавив, что главной внешней причиной является война США с терроризмом, в которой администрация Джорджа Буша «с оккупацией Ирака открыла двери ада и посеяла хаос в целом регионе». Внутренней причиной этих терактов остается как и ранее отсутствие политических, экономических и социальных реформ в арабских странах, а также отсутствие уважения к правам человека и продолжающиеся репрессии.
За последнее время волна терактов, прокатившихся по арабским столицам и городам и усилившаяся в регионе, указывает на то, что исламские экстремистские формирования не ограничиваются конкретными национальными границами, а пытаются распространить свою деятельность значительно шире в мире. Это подтверждает тот факт, что терроризм превратился в трансграничное глобальное явление, которое активизирует свои акции против мирного населения. Становится понятным, что сегодня распространение террора нуждается в международном сотрудничестве по сдерживанию, выкорчевыванию и ликвидации центров исламского экстремизма. Распространители террористической идеологии и подстрекатели должны быть выкорчеваны с корнями. Кроме того, борьба с террором может стать успешной только в случае продуманной общей стратегии, которая будет предполагать широкое международное сотрудничество и координацию, в дополнение к ряду просветительских мероприятий. Включая средства массовой информации и системы образования, которые будут расширять осведомленность населения в отношении опасности, которую несет в себе терроризм.
Террористические акты в Алжире и Марокко также посылают очень тревожные сигналы через океан в Европу. Соответствующие службы во Франции (колонией которой был Алжир), которые отвечают за антитеррористическую деятельность, выражают опасение, что «Аль-Каида» Северной Африки будет делать попытки расширения своей сферы террористической деятельности на соседний континент. Особенно эта опасность возрастет во Франции во время избирательной президентской кампании, поэтому силы французской безопасности активизировали также свои антитеррористические меры. Министр внутренних дел Франции Франсуа Баруэн, объявил о повышенной безопасности для проведения агитационных встреч накануне раундов президентских выборов 22 апреля и 6 мая.
«Мы находимся в состоянии красного сигнала тревоги и не можем забыть то, что произошло в других европейских странах в период выборов, будь-то в Испании или Великобритании, — отметил Франсуа Баруэн — речь идет о нападениях в Мадриде в 2004 году и Лондоне в 2005. Посмотрите, что произошло в Алжире и Марокко. Это только подтверждает необходимость проявления бдительности при всех обстоятельствах, во всех местах, по всей стране».