Весь в воинственном азарте
Воевода Пальмерстон
По российской водит карте
Указательным перстом.
Президент Дмитрий Медведев обратился в Совет Федерации с предложением дать ему право «в целях поддержания международного мира и безопасности» самостоятельно направлять за границу вооруженные силы. К радости военных и прочих любителей «принуждения к миру». О том, что такое предложение, как и любое другое, исходящее от высшей исполнительной власти, будет принято, сомневаться не приходится. Никому из сенаторов и других парламентариев и в голову не придет даже задавать вопросы типа, а для чего все это. Зачем президенту и верховному главнокомандующему такое право и какова роль высшей законодательной власти в решении столь сложного и важного для страны и мира вопроса. Решил президент нарушить пункт «г» части 1 статьи 102 конституции Российской Федерации прямо запрещающий единолично решать вопрос о применении вооруженных сил за рубежами страны, значит, так тому и быть. Такое нарушение не первое. Еще в августе, когда был принят закон «Об обороне», такое нарушение было видно всем, даже тем, кто не каждый день читает Основной Закон. Но ничего, утвердили слуги народа как миленькие и слова не сказали против, наоборот, поддержали. Теперь таким же безголосым образом утвердят очередное нарушение. Это стало настолько привычным, что даже записные пропагандисты, всегда и во всем прославляющие Кремль и его информационные окрестности, отреагировали как-то вяло. Ну, решил президент, ну, утвердит Совет Федерации, о чем еще говорить. Дело-то нужное, надо оперативно отвечать на происки врагов, число которых, особенно в ближнем зарубежье, растет не по дням, а по часам. Так что есть кого принуждать уже сейчас и найдется в будущем...
На первый взгляд, совершенно очевиден ответ на вопрос: против кого затеяно все это действо? Эксперты единодушны: против стран ближнего зарубежья. Южный Кавказ, Центральная Азия, Приднестровье и, наконец, наш Крым. В Центральной Азии и Южном Кавказе позиции России ослабевают. Есть проблемы с Арменией и Азербайджаном, о Грузии и не говорим. Приднестровье рядом с нами и там находятся российские войска. Повод их защитить, как показывает опыт Грузии, найти очень легко. И, наконец, наш Крым. Российский политолог Александр Храмчихин считает, что «Совет Европы опасается ситуации, которая возникла в прошлом году с Грузией или войны за Крым и, в таком случае, ему есть чего опасаться». Добавим, что нам следует опасаться еще больше, чем Европе. Тем более что она в последнее время весьма склонна к очередному Мюнхену. Снисходительное отношение к российской агрессивности входит в ведущих европейских столицах в опасную привычку. И это должны ясно понимать определяющие политику в Киеве. По мере приближения даты вывода Черноморского флота следует ожидать обострения во взаимных отношениях, так как в Киеве будет увеличиваться число сторонников вывода, а в Москве будет набирать силу прямо противоположная тенденция. Сходство российского президента с британским премьером Генри Пальмерстоном становится вполне очевидным. Только водить остро заточенными карандашами Медведев будет по практически всему периметру российских границ. Кстати, инициатором Крымской войны была не Англия, а как раз Россия. Так что верноподданническая частушка не совсем точно соответствует историческим событиям.
Не хотелось бы обсуждать апокалиптические сценарии, но готовиться к непростому развитию событий надо. И в этом смысле внесенное в российский парламент предложение президента внушает серьезные опасения и требует адекватного реагирования. Заодно нужно поблагодарить российского президента, что все это происходит сейчас и у нас, если правильно оценим угрозу, есть время для подготовки.
Несмотря на очевидную внешнеполитическую направленность изменений в Закон «Об обороне» России, есть и другой, как представляется, еще более важный внутриполитический аспект. Не так уже сложно было получить в любой момент и достаточно оперативно согласие Совета Федерации на применение войск за рубежом, чтобы весь этот огород городить.
Налицо попытка действующего президента получить дополнительные полномочия, которыми не обладал его предшественник и, возможно, соперник на будущих президентских выборах. Дмитрий Медведев действует как опытный юрист. Для всех своих будущих действий он готовит необходимое правовое обеспечение. В отличие от премьера, который был воспитан на несколько ином отношении к законам. Если посмотреть на хронологию действий президента, то налицо постепенное, но все более уверенное изменение законодательной базы под свои интересы и цели.
Случайными, на первый взгляд, бывают пожары в развлекательных клубах, а заявления президента и премьера о предстоящем участии в избирательной кампании 2012 г., сделанные хоть и в разных столицах, но с разницей в один час, такими не могут быть по определению. И объяснения, что они обязательно договорятся и толкать друг друга локтями не будут, звучали как-то неубедительно. Возникает ощущение, что им никто не поверил. Российский правящий класс приходит к убеждению, что как раз толкаться будут и не только лидеры, а и все находящиеся в их орбитах.
Характерно, что как по команде, в соседней стране прекратились разговоры о тандеме и даже сам этот термин используется все реже и только на оппозиционных сайтах. Проблему поправки следует рассматривать в комплексе с другими действиями президента и премьера. В первую очередь, в кадровых вопросах.
Дмитрий Медведев назначил Елену Леоненко заместителем председателя следственного комитета при прокуратуре (СКП) России. А за несколько дней до этого Борис Салмаксов был от этой должности освобожден. На работу в СКП Леоненко перешла в начале 2008 г., а недавно ей был присвоен классный чин — государственный советник юстиции 3-го класса, что соответствует милицейскому званию генерал-майора. При этом в Санкт-Петербурге, где она работала до этого в МВД, у нее было звание подполковника. Стремительность роста налицо. Интересно, что Елена Леоненко ехала в «Невском экспрессе» 27 ноября в четвертом вагоне и от взрыва не пострадала. Говорят, что не последнюю роль в столь стремительном взлете сыграл тот факт, что Леоненко была однокурсницей президента в университете. Наверное, это так. Есть сведения, что в Москву из Петербурга вызвана и другая однокурсница главы государства — Татьяна Герасимова. Ей также обещана руководящая должность в СКП. По мере того как этот важный силовой орган насыщается однокурсниками президента, он очищается от таких же соучеников премьера. В июне этого года с поста заместителя председателя СКП был снят однокурсник премьера Игорь Соболевский. Уже давно ходят слухи, что под назначенцем премьера руководителем СКП Бастрыкиным шатается кресло. Но он получил травму в ходе расследования подрыва «Невского экспресса», и время поднять руку на героя еще не наступило. Но ждать осталось не очень долго.
По мере приближения известной даты Медведев все больше уделяет внимание телевидению. Весной «Национальная Медиа Группа» (НМГ) позвала к себе на «5 канал» президента телеканала СТС Александра Роднянского. Но назначение нужно было согласовать с Дмитрием Медведевым. А он не забыл, как во время оранжевой революции принадлежавший Роднянскому канал «1+1» отказался поддерживать Виктора Януковича. Медведев тогда в должности главы администрации президента курировал украинские выборы. Последовало президентское вето. Следует учесть, что в развитии «5 канала» и всего холдинга НМГ Путин участвует лично. Это его проект. Основной акционер НМГ — давний друг премьера Юрий Ковальчук. Общественный совет НМГ возглавила депутат Алина Кабаева. В прошлом году Путин участвовал в заседании совета директоров и интересовался работой «5 канала» и его рейтингом. Президент явно не желает повышение рейтинга близкого к премьеру канала. В том числе и по этой причине он заблокировал переход на «Пятый канал» успешного менеджера Роднянского.
Обратим внимание на следующее обстоятельство. Скамейка запасных у Медведева не только короткая, но имеет очевидные профессиональные ограничения. На этом основании многие обозреватели явно недооценивают его возможности влиять на расстановку кадров. Проблемы здесь особой нет. Сосредоточив в своих руках контроль над следственным ведомством, Медведев ясно дает понять, что неприкасаемых из-за близости к Путину теперь нет и против любого чиновника, независимо от рангов и заслуг, можно начать расследование с заранее заданным результатом. Желающих оказаться в положении Ходорковского навряд ли найдется много, и соответствующие выводы напрашиваются сами собой. У наиболее непонятливых еще есть время поучиться уму-разуму.
Одновременно с решением кадровых вопросов идет концентрация полномочий президента. Пока в нейтральной зоне, типа упомянутой поправки. Но это только проба пера. Наступление на полномочия премьера продолжается, и этот процесс будет набирать обороты. Есть все основания считать, что наше предположение («День» №168, 22 сентября 2009) о президентстве Медведева в 2012 г. получает очередное подтверждение.