Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Битва между Евой и Беатой

Михаль КОБОСКО об особенностях парламентских выборов в Польше
20 октября, 2015 - 10:53
ФОТО РЕЙТЕР

25 октября в Польше состоятся парламентские выборы. Основная борьба, как и во время президентских гонок, разворачивается между двумя гигантами польской политики: партией экс-премьера Ярослава Качиньского (брата-близнеца погибшего в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 президента Польши Леха Качиньского) консервативной «Право и справедливость» (ПиС) и правящей в течение последних восьми лет либеральной партией «Гражданская платформа» (ГП). Что характерно, борьба разворачивается между двумя женщинами: нынешним премьер-министром Евой Копач, которая возглавляет «Гражданскую платформу» и Беатой Шидло, которую лидер ПиС Ярослав Качиньский выбрал официальным лицом парламентской кампании партии, кандидатом на пост премьера. Интересно, что Объединенные левые также поставили на женщину — новым лидером социал-демократов стала Барбара Новацка.

Кстати, впервые в новейшей истории Польши накануне парламентских выборов пройдет теледуэль двух женщин. Теледебаты «Беата Шидло — Ева Копач. Разговор о Польше» состоится вечером 19 октября и будет транслироваться ведущими телеканалами TVP1, TVP INFO и TVN24.

«День» обратился к Директору Вроцлавского глобального форума при Атлантическом Совете США Михалю КОБОСКО с просьбой прокомментировать парламентские выборы в Польше и рассказать, что стоит на кону на этих выборах, чем они отличаются от предыдущих президентских и парламентских выборов, и чем объясняется популярность консервативной партии Ярослава Качиньского.

— Эти выборы очень важны в Польше, возможно, даже самые важные выборы за многие годы. От президентских эти выборы отличает то, что, согласно конституции Польши, полномочия президента достаточно ограничены, он руководит польскими вооруженными силами и имеет право голоса во внешней политике. Но он не имеет большого влияния на политический и парламентский процесс, кроме права налагать вето на определенные законопроекты.

Настоящая власть в Польше принадлежит премьер-министру и его/ее Кабинету. Именно поэтому чрезвычайно важно достичь подавляющего большинства в Сейме, нижней палаты Парламента. С 2007 года, долгие годы польской современной истории, страной правила политическая партия Гражданская платформа (ГО). Семь лет под руководством премьер-министра Дональда Туска и прошлый год под руководством Евы Копач, которая заняла его место после того, как Туск покинул офис, став президентом Европейского Совета.

Сначала ГО была либеральной партией. С течением времени она приблизилась к центристским позициям, настаивая на большем участии государства в экономике, и оставаясь достаточно консервативной в некоторых социальных вопросах. Что не изменилось, так это проевропейские настроения в партии и правительстве. Недавно это отобразилось в том, как премьер-министр Копач поддержала идею ЕС пригласить тысячи беженцев в Польшу.

— Почему Гражданская платформа проигрывает эти выборы, принимая во внимание тот факт, что под ее руководством в экономике Польши наблюдается рост, в то время как в большинстве других экономик Европы происходило падение?

— Похоже, поляки устали и заскучали от правления ГО. Партия теперь действует не так плавно, как во времена председательства Туска, Премьер-министр Копач намного менее харизматичная и не имеет настоящего влияния среди партийной элиты. К тому же ГО была замешена в ряде скандалов и дел, что значительно уменьшило количество голосов во время опросов. В соответствии с последними данными, на 25 октября ГО окажется где-то на десять процентов голосов позади партии «Право и Справедливость», возглавляемой Ярославом Качиньским.

— Что в настоящий момент представляет собой партия «Право и Справедливость»? Почему она сейчас так популярна в Польше, или, говоря иначе, почему большинство поляков собираются голосовать за эту политическую силу?

— Партия «Право и Справедливость» — единственная альтернатива ГО в современной польской политике. Все остальные партии играют незначительную роль, включая партию крестьян (Польскую крестьянскую партию) и Объединенную партию левых. «Право и Справедливость» уже была в Польше с 2005 по 2007 годы. Большой плюс этой партии в ее харизматичном лидере — Ярославе Качиньском. К тому же он очень консервативный католический политик, намного более проамериканский, чем проевропейский. Качиньский серьезно настроен против России, особенно после того, как его брат-близнец, Лех, трагически погиб во время авиакатастрофы под Смоленском в 2010 году. «Право и Справедливость» представляет националистический подход, поддерживает идею сильно раздутого государственного аппарата, и в значительной степени привлечена к управлению экономикой. Историческая политика «Права и Справедливости» сосредоточена на прославлении позитивных сторон польской истории и величия.

Не удивительно, что большое количество поляков верит в эту версию нынешнего и прошлого. Сторонники партии «Право и Справедливость» верят в то, что правящая партия ГО изменила стране и нашей национальной гордости, сделав Польшу в основном зависимой от решений ЕС и наших отношений с Германией.

— Какой политики относительно ЕС и Украины следует ожидать от Польши, если эта партия выигрывает выборы и Беата Шидло станет премьер-министром? Станет ли Ярослав Качиньский диктовать условия Беате Шидло и Анджею Дуде?

— Со стороны Качиньского было очень умным ходом, номинировать Анджея Дуду на кандидатуру президента. В то время, как опросы, проведенные в начале этого года, четко указывали на победу нынешнего президента Бронислава Коморовского, Дуда настойчиво работал, показал амбиции, динамизм и современный подход во время весенней кампании. В конечном итоге, это принесло ему победу на майских президентских выборах. Качиньский намеревается повторить этот сценарий на выборах в октябре. Вместо того чтобы выдвинуть свою кандидатуру на пост будущего премьер-министра, он выдвинул кандидатуру Беаты Шидло, заместителя лидера партии. Идея Качиньского — женщина против другой женщины, премьер-министра Евы Копач.

Сегодня остается непонятным, будет ли шанс у будущего премьер-министра оставаться независимым и разыграть собственные карты. Будет ли она достаточно лояльной к Качиньскому. Станет ли Качиньский неконституционным главой страны. У Польши еще не было такого опыта.

Что касается восточной политики, можете быть уверенными, что Качиньский и его партия будут оставаться антироссийскими в своей риторике. Однако остается вопрос, как блок «Право и Справедливость» поведет себя в отношениях Польши с Украиной. «Право и Справедливость» — это партия, которая руководствуется историей, а история (или интерпретация истории) отличается в Польше и Украине. В Польше усиление культа Бандеры в Украине вызывает смешанные чувства.

— Был ли прав Адам Михник, когда говорил еще перед началом второго тура президентских выборов, что Польшу ожидают темные дни, то есть намекал на то, что выбор Дуды — плохой выбор для Польши? Что вы на это скажете?

— Еще слишком рано говорить о том, что Польшу ожидают темные дни. Что касается президента Дуды, его планы нужно связать с планами на переизбрание через пять лет. Его победа на президентских выборах застала Польшу врасплох. Но теперь ему пора начинать строить собственный блок, если он и в самом деле надеется на переизбрание. А это значит, что следует играть независимо от его собственной партии и от его наставника Качиньского.

Что касается парламентских выборов, то все варианты еще остаются в игре. «Право и Справедливость» может выиграть выборы, но не настолько, чтобы начинать формировать свой собственный кабинет. Может случиться так, что ГО попробует сформировать коалицию из трех или четырех партий, с целью остановить «Право и Справедливость». Как бы там ни было, а с 1989 года польская политика еще никогда не была настолько нестабильной и шаткой, как в наши дни.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ