Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Болезнь роста

ЕС вынужден вновь говорить о своем расширении
12 октября, 2004 - 00:00
ДЛЯ МНОГИХ САМОЙ БОЛЬШОЙ ЗАГАДКОЙ ЯВЛЯЕТСЯ БУДУЩАЯ ПОЛИТИКА ДВУХ «МОТОРОВ» ЕВРОПЕЙСКОГО РАСШИРЕНИЯ — ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ. ФРАНЦУЗСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ ЖАК ШИРАК (НА ФОТО С ГЕРХАРДОМ ШРЕДЕРОМ) ЗАЯВИЛ, ЧТО ПАРИЖ ОСТАВЛЯЕТ ЗА СОБОЙ ПРАВО ВЕТО В СЛУЧАЕ ГОЛОСОВАНИЯ ПО ТУРЦИИ. НЕПРОСТО ВЫГЛЯДИТ И СИТУАЦИЯ С ГЕРМАНИЕЙ, КОТОРАЯ НА ОФИЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОДДЕРЖАЛА НАЧАЛО ПЕРЕГОВОРОВ О ВСТУПЛЕНИИ ТУРЦИИ В ЕС / ФОТО РЕЙТЕР

Совсем недавно, 1 мая этого года, в Европейский Союз были приняты 10 новых государств. Экономические, политические, социальные проблемы, связанные с этим расширением, тяжелым грузом легли на плечи стран «старой» Европы. У многих политиков и брюссельских чиновников появилось вполне рациональное желание сначала решить хотя бы важнейшие из этих вопросов и только после этого смотреть дальше на Восток — на других желающих присоединиться к Евросоюзу. В то же время растут ряды европейских консерваторов, которые видят в тенденции дальнейшего роста ЕС угрозу для его будущего. Это сложно, говорят они, дорого. Структура организации становится сложной, чрезмерно разнообразной, что приводит к внутренним конфликтам, появляются проблемы с управлением. И, опять же, — теряется смысл элитарности, европейскости.

Но не все так однозначно. В ЕС вынуждены говорить о собственном дальнейшем расширении. Вынуждены, поскольку на них давят как изнутри — новые участники, — у которых уже есть определенные устоявшиеся экономические и культурные связи с государствами — не членами ЕС; так и извне — страны, которые оказались за пределами этих союзов, словно за стеной цивилизации.

В конце концов, этого следовало ожидать. Попытка создания любого замкнутого общества логично приводит к существованию тех, кто остался за рамками этого общества и хочет в него попасть, не соглашаясь с собственной непринадлежностью к кругу «избранных». Даже если эти «избранные» станут объяснять вам, что вы еще не заслужили быть одним из них.

И, наконец, европейские страны как страны развитой демократии не могут отрицать права других стран (к тому же своих ближайших соседей и союзников) на вступление в Европейский Союз.

Поэтому не прошло и пяти месяцев с последнего расширения ЕС, а чиновникам организации пришлось определиться с дальнейшими перспективами его роста. Хотя на этот раз они сами себе пообещали быть более строгими и требовательными к странам-кандидатам. 6 октября европейский комиссар по вопросам расширения огласил решение о рекомендации начать переговоры с Турцией относительно ее будущего вступления в ЕС.

Наиболее негативную реакцию принятое решение вызвало в Германии. Хотя будущий еврокомиссар по вопросам расширения Олли Рен и дал понять, что будет добиваться возможности остановки большого притока турецких рабочих в Европу, а процесс переговоров может затянуться на 10 лет и быть прерван в любой момент в случае нарушения Турцией условий вступления в ЕС. Еще накануне заявления Еврокомиссии глава сегодня оппозиционной в Германии Христианско-демократической партии Ангела Меркель отправила письмо итальянскому премьеру Сильвио Берлускони, французскому премьеру Жану-Пьеру Рафарену, голландскому премьеру Яну Петеру Балкененде, председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Дурау Баррозу и членам центристской Европейской народной партии. В письме она выступила с предложением блокировать решение о членстве Турции в ЕС и заменить его на «привилегированное партнерство».

У Германии есть особые причины для опасений. И не только потому, что на эту страну приходится львиная доля всех расходов, связанных с интеграцией новых членов ЕС. Растет недовольство простых граждан, которые имеют все меньше и меньше влияния на принятие решений в общеевропейских органах власти. Их голос просто растворяется в массе голосов других стран. И в то же время жизнь этих людей непосредственно зависит от голосования в Европарламенте. Президент Мюнхенского института финансовых исследований Ганс- Вернер Зинн выступил с заявлением, в котором предупредил, что принятие Турции в ЕС может подорвать экономику Германии. Стремительный рост населения в этой восточной стране, с одновременным сохранением низкого уровня жизни, негативно отразится на рынке труда и уровне зарплат в Европе. Не говоря уже о десятках миллиардов евро, которые придется выделить на поднятие экономики этой страны.

Кроме того, существует серьезное опасение, что принятое решение о будущем вступлении Турции в ЕС повлечет за собой усиление позиций праворадикальных партии. Особенно в той же Германии, где ультраправые после успехов на выборах в земельные парламенты Саксонии (впервые, после 1968 г.) и Бранденбурга решили создать «национальный блок» с целью увеличения своего влияния на федеральном уровне и будущего участия в выборах в бундестаг.

Планы на дальнейшее расширение ЕС, естественно, не ограничились только разрешением турецкого вопроса. Была определена приблизительная дата вступления для Болгарии и Румынии (2007 год). Хотя эти страны, с общим населением около 30 млн. человек, являются сегодня одними из наиболее бедных в Европе. Более того, они имеют серьезные проблемы с коррупцией (что неоднократно остро критиковалось Еврокомиссией), согласованием своего законодательства с европейскими стандартами и развитием демократии (Румыния). Наш юго-западный сосед, кстати, до сих пор не согласовал с ЕС все вопросы относительно охраны экологии.

Серьезно стоит перед ЕС и проблема стабилизации и интеграции Западных Балкан. Было обещано, ориентировочно в 2010 году, принять Хорватию. За Хорватией наступит очередь Македонии, ведутся переговоры относительно Республики Сербии и Черногории и, даже невзирая на ошеломительную бедность и несоответствие требованиям Евросоюзу, — Албании.

Но в то же время ЕС дает понять, что намеревается кардинально изменить способ работы с кандидатами на вступление. Начиная с Хорватии в следующем году, переговоры будут более длительными и более жесткими. Одного обещания провести реформы уже будет недостаточно. Так, ЕС оставляет за собой право ввести так называемую «статью предостережения», в соответствии с которой в случае невыполнения поставленных перед странами заданий их вступление в Европейский Союз может быть отложено.

Вот только нет в планах Евросоюза Украины. Известно, что Украина больше и экономически мощнее, чем вышеперечисленные страны-кандидаты. Наше вступление в ЕС изменит в первую очередь сам Союз . Но… на оскорблении отношений не построишь. С правовыми государствами говорить потому и легче, что делать это можно языком права. А как любая другая нация Европы (и, как становится ясно из опыта Турции, — уже не только Европа), мы это право безоговорочно имеем. И это право в принципе признается. Главное здесь — иметь четкую цель и работать над ее достижением.

Ирина ПАВЛЕНКО, кандидат исторических наук, старший консультант Национального института стратегических исследований
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ