После того как избранный премьер- министром Болгарии лидер социалистов Сергей Станишев не смог сформировать правительство, чиновники Евросоюза предупредили, что если в стране не разрешится политический кризис и не будет стабильного и дееспособного кабинета министров, вступление страны в ЕС, намеченное на 2007 год, может быть отложено. Теперь спасти ситуацию пытается бывший премьер и бывший монарх Болгарии Симеон Сакскобурготский, правительство которого привело страну к приглашению в ЕС, но проиграло выборы. Симеон Второй снова формирует кабинет министров. О том, что сегодня поставлено на карту, и о том, что уже принесла болгарам евроинтеграция и членство в НАТО — интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Болгарии в Украине Ангела ГАНЕВА.
— Какие трудности пришлось преодолеть вашей стране на пути в ЕС?
— В данный момент Болгария стоит на пороге осуществления своей стратегической цели, к которой она упорно шла более десяти лет, — полноправное членство в Европейском Союзе. Эта цель является мечтой целого поколения болгар, для ее реализации прилагались и продолжают прилагаться усилия центральных государственных и местных органов управления и самоуправления, ряда неправительственных организаций, каждого отдельного гражданина Болгарии.
Приоритетная политика болгарского общества и правительства Республики Болгария, направленная на реальное вступление в семейство Объединенной Европы, была связана с осуществлением и ряда других промежуточных целей, которые прямо или косвенно являются предпосылкой самого членства в Союзе, — признание Болгарии государством с рыночной экономикой, вступление во Всемирную торговую организацию, полноправное членство в НАТО, коренные изменения в экономике страны, почти стопроцентная приватизация, связанная с реструктурированием рынка рабочей силы в стране, долгий и трудный процесс синхронизации законодательства Болгарии с законодательством стран ЕС, жесткие меры для решения проблем с авторскими правами, организованной преступностью, коррупцией. Заплатив высокую социальную цену за переход, осуществленный на протяжении последних 15 лет, Болгария достигла своей стратегической цели. 25 апреля этого года, после завершения всех переговоров, Болгария подписала с Европейским Союзом договор о присоединении. Наше полноправное членство станет фактом 1 января 2007года.
— Изменился ли уровень поддержки со стороны населения идеи членства Болгарии в НАТО после вступления страны в Альянс?
— Болгария — полноправный член НАТО с 4 апреля 2004 года. Интересно вспомнить, что с идеей присоединения в общественном пространстве выступила группа энтузиастов вскоре после демократических изменений в стране, наступивших в конце 1989 года. Постепенно общественное мнение восприняло Североатлантический альянс как возможный, а позже — и как необходимый вариант на пути демократического развития Болгарии, что привело к обращению с заявлением о членстве еще в середине 90-х годов. С начала нового века и особенно после того как страна стала полноправным членом НАТО, даже самые последовательные противники Альянса, жившие с предрассудками времен тоталитаризма, постепенно убедились, что НАТО — это не агрессивная организация; она преследует общие для современности цели, а именно: сохранение мира и стабильности в Европе и мире, борьба против терроризма. Участие Болгарии в миротворческих операциях НАТО, особенно на Балканах, получает все большую поддержку, так как ощутимо повышает авторитет нашей страны в глазах мировой общественности.
— Как болгарские политические силы, вопреки политическим разногласиям, смогли достичь консенсуса при определении общих стратегических целей — членство в ЕС и НАТО?
— Действительно, болгарское общество и болгарские политические партии успешно прошли свой путь от тоталитарного общества к демократическому. Болгарские граждане проявили политическую зрелость, а политические партии, независимо от того, в каком секторе — левом, центральном или правом они находились, показали пример национальной ответственности и достигли консенсуса относительно политико- экономических и военных приоритетов будущего развития страны. Представленные в парламенте политические силы были единодушны и единодушно голосовали за присоединение страны к европейским и евро- атлантическим структурам. С другой стороны, мы обязательно должны подчеркнуть, что единогласное согласие стран- членов Европейского Союза и НАТО относительно нашего полноправного членства мы считаем признанием правильности направления и темпов развития экономических процессов в Болгарии, также как и успехов, достигнутых в утверждении плюрализма, демократии и европейских стандартов в нашей стране. Сегодня Болгария — несомненная зона стабильности в регионе Балканского полуострова. Она является надежным звеном в коллективных усилиях прогрессивных и демократических сил мира в их борьбе против невоенных угроз и вызовов национальной и международной безопасности — организованной преступности, терроризма, контрабанды товаров, оружия, наркотиков, торговли людьми, отмывания денег и т.д.
Стоит отметить, что членство Болгарии в НАТО имеет реальное отражение на экономике страны. Много иностранных инвесторов, решивших сделать капиталовложения у нас, сделали этот выбор, учитывая более высокие гарантии безопасности и факт, что благодаря членству в НАТО и ЕС Болгария становится членом семейства индустриально развитых держав.
— Как рост расходов на оборону отражается на социальной сфере?
— Не существует прямой связи между расходами на оборону и социальной сферой. Естественно, однако, что каждое увеличение бюджетных расходов по одной статье государственного бюджета лимитирует рост остальных. В этом смысле рост расходов на оборону ограничивает возможности увеличения социальных расходов, хотя и косвенно. Это неизбежно. Любая страна выделяет средства на оборону, а в нашем случае вступление в НАТО предполагает и модернизацию существующей базы, а также замену старой техники более современной, отвечающей стандартам организации.
Независимо от этого, наша страна стремиться удовлетворять обязательный минимум социальных потребностей граждан. С прошлого года началась программа «От социальной помощи к занятости», при которой из государственного бюджета отпускаются средства работодателям, нанимающим на сезонную работу безработных лиц. В этом году предусмотрена индексация всех пенсий на 7%, увеличение максимальной социальной пенсии и выплата добавок к пенсиям. Предстоит и увеличение бюджетных зарплат. Одновременно более двух лет продолжается процесс снижения подоходных налогов и налога на прибыль.
Что касается здравоохранения, уже несколько лет у нас действует система страхования здоровья, при которой часть вклада покрывает работодатель, а остальную сумму — служащий. В случае необходимости медицинской консультации или лечения застрахованные лица платят минимальный сбор, в то время как незастрахованные — полный объем услуги.
Начальное и среднее образование у нас продолжает оставаться бесплатным, а высшее имеет бесплатную (госзаказ) и платную форму в большинстве университетов, за исключением частных.
Таким образом, Болгария стремится в рамках своих возможностей поддерживать сбалансированный бюджет, не обделяя социальную сферу за счет других расходов, в т.ч. и расходов на оборону.
— Могут ли украинцы в перспективе ожидать упрощения визового режима с Болгарией по польскому образцу?
— С целью облегчения визового режима между Болгарией и Украиной еще с 2002 года действует Договор между Правительством Республики Болгария и Кабинетом Министров Украины о взаимных поездках граждан. В нем предусмотрены различные облегчения — бесплатные въездные визы для лиц моложе 16 и старше 60 лет; участникам культурного, научного, спортивного и образовательного обмена, осуществляемого через центральные ведомства двух стран; членам бригад поездов и локомотивов; заключившим законный брак с гражданином другой договаривающейся стороны и в гуманитарных случаях. Предусмотрены и безвизовые поездки для моряков и пилотов. Введен облегченный режим при получении туристических виз: оплачивается лишь такса за обработку документов — 20 евро.
В конце января этого года в результате интенсивного диалога были внесены изменения в действующий договор. Этими изменениями дополнительно облегчается визовый режим между двумя странами — отменяется необходимость приглашений при получении краткосрочных виз, а также упрощается процедура выдачи виз шоферам международных рейсов. Между министерствами иностранных дел двух стран поддерживается постоянная связь с целью последующего упрощения визового режима.