Уход израильских войск и эвакуация еврейских поселенцев из Газы после 38 лет оккупации является самым последним доказательством ограниченности применения военной силы, даже если ее превосходство подавляюще. Сейчас самое время извлечь уроки из этих лет оккупации и сопротивления для того, чтобы понять, что израильтяне и палестинцы должны делать дальше.
Вначале необходимо понять, на какой кредит доверия палестинцев может рассчитывать Израиль за это размежевание. Конечно, сопротивление палестинцев и принесенные ими жертвы внесли свой вклад в принятое Ариэлем Шароном решение относительно изменения проводимой им на протяжении десятилетий политики на противоположную. Но было бы ошибкой приписывать уход Израиля исключительно воинственности палестинцев. В конце концов, эта «подслащенная пилюля» Израиля не была явным результатом военного поражения и не была последствием политических переговоров.
Но односторонность не является рациональной и эффективной долгосрочной политикой, поскольку не приведет к установлению подлинного и длительного мира в районе Ближнего Востока. И как президент Буш уже выяснил в Ираке, так и Шарон, в конце концов, вынужден будет признать, что у его стратегии есть свои ограничения.
Односторонность кажется очень целесообразной стратегией для близоруких политиков, поскольку она позволяет им избежать того, что они воспринимают как неразбериху реальных переговоров — то есть встреч с представителями противоположной стороны лицом к лицу и обнаружение человеческих результатов своей политики. Им также кажется, что односторонние действия дают политические преимущества у себя дома, поскольку лидеры могут решить, как много определенной политики они желают проводить и насколько далеко она должна зайти.
Ради справедливости следует признать, что односторонность является удобной политикой не только для упорствующего израильского премьер-министра, который не желает идти на существенные компромиссы во время переговоров. Она также привлекательна и для придерживающихся жесткого курса палестинцев, считающих многосторонность средством давления на них, чтобы они пошли на непопулярные уступки.
В любом случае, на следующий день после завершения ухода из сектора Газа израильтяне и палестинцы встанут лицом к лицу перед важными неразрешенными проблемами. Нет никаких сомнений в том, что эвакуация еврейских поселенцев из областей, которые израильтяне считают частью данной им Богом территории, представляет собой огромное изменение в идеологии. Но после многих лет проповедей и практики одного из главных сионистских догматов продлится ли вывод поселений с Западного берега или уход из сектора Газа останется единовременным исключением?
От палестинцев будут ожидаться ответы на вопросы — на деле, а не на словах — относительно их способности создать современное плюралистическое государство. Каким образом политические органы Палестины будут справляться с набирающими силу исламистскими движениями, которые, вне всяких сомнений, ожидают получить значительную долю власти в секторе Газа после ухода оттуда израильтян?
Международное сообщество также должно ответить на некоторые ключевые вопросы. В соответствии с данными Палестинского экономического совета по реконструкции и развитию (PECDAR), ежегодный доход на душу населения в секторе Газа находится на усредненном уровне порядка 0, в то время как израильтяне получали доход, составляющий в среднем тыс. на душу населения. В отсутствие относительно хорошо оплачиваемых рабочих мест что случится с целыми очередями безработных жителей Газы? Потенциальный взлет числа безработных — а это значительная сила во всем мире — является только одной проблемой. Но еще быстрее, если проживающие в Газе семьи не будут получать достаточно продуктов питания, возобновятся случаи насилия на территории Израиля, а то и начнется третья интифада, и это будет только вопросом времени.
И, хотя экономическая ситуация в секторе Газа является критической проблемой, будущее палестино-израильского конфликта будет определяться в основном следующими шагами, предпринятыми в мирном процессе. Постоянные проблемы, связанные с границами, Западным берегом, Иерусалимом и беженцами, необходимо решать в двустороннем порядке. Любой наблюдающий за палестино- израильским конфликтом серьезный наблюдатель, вне всяких сомнений, подтвердит, что одностороннее решение этих проблем невозможно.
Что касается многосторонних гарантов мирного процесса, то Соединенные Штаты и квартет их партнеров — Европейский Союз, Организация Объединенных Наций и Россия — не смогли подтвердить даже наиболее существенные факты, касающиеся ухода Израиля, или же то, каким образом это связано с планом «Дорожная карта», соглашением, которое было заключено в 2003 году. Они не могут продолжать стоять в стороне. Донкихотское решение Вашингтона призвать Израиль в одностороннем порядке пройти свою часть «Дорожной карты» не смогло убедить многих палестинцев. Среди палестинцев преобладает мнение, что «Дорожная карта» будет подвергнута глубокой заморозке после того как израильтяне завершат свой уход из сектора Газа.
Но народы Палестины и Израиля, их лидеры, а также международное сообщество должны среагировать на вызовы, которые последуют за этим. Что еще более важно, будущее конфликта и шансы заключения подлинного мира в регионе зависят от понимания ограничений использования наступательной военной силы, оборонительного сопротивления и односторонности. Серьезные переговоры лицом к лицу в соответствии с международным правом и при содействии международного сообщества являются единственным способом продвижения вперед.
Дауд КУТТАБ — директор Института современных средств массовой информации в университете «Аль- Кудс» в Рамалле, Палестина.