Очередное соглашение в рамках Минского процесса, на этот раз о разведении сил и вооружений сторон на трех участках, возможно, у кого-то породило надежды, что Россия вдруг собралась выполнять соглашения об урегулировании на Донбассе. Думаю, что таких намерений у Кремля нет и никогда не было. Да и тот факт, что число нарушений «режима тишины» после подписания соглашения о разъединении войск практически не сократилось, наводит на мысли о том, что Россия еще очень далека от того, чтобы отказаться от своих планов по дестабилизации Украины.
Скорее Москва просто старается использовать сложное положение своих партнеров по «нормандскому формату», чтобы чисто символически продемонстрировать свое стремление к решению конфликта. Здесь расчет на то, что Франция и Германия, а то и США, во-первых, ослабят антироссийские санкции, а во-вторых, надавят на правительство Украины, чтобы оно пошло на урегулирование конфликта на Донбассе на российских условиях. Условия эти давно известны — проведение местных выборов на оккупированных территориях под контролем кремлевских марионеток, что приведет к легализации марионеточных ЛНР и ДНР.
А затем последует их дальнейшая интеграция в политическую и социально-экономическую жизнь Украины в качестве российских агентов. Получившие особый статус марионетки смогут надежно блокировать европейские и демократические перспективы Украины и возможность ее членства в Евросоюзе и НАТО. Тем самым восстановится прежняя почти полная политическая и экономическая зависимость Украины от России, какой она была во времена Януковича и компании.
Пойти на подобное урегулирование донбасского конфликта для любого украинского политического деятеля означало бы гарантированную политическую смерть. Ни Порошенко, ни лидеры других украинских политических сил, за исключением столь же марионеточного, как и ЛНР с ДНР, Оппозиционного блока, на самоубийц не похожи. Весь расчет Путина на то, что на Киев надавят Париж и Берлин, а, возможно, и Вашингтон.
И Меркель, и Олланду скоро предстоят выборы. И существует большая вероятность того, что им на смену придут другие люди. И германский канцлер, и французский президент хотят войти в историю и остаться в памяти современников и потомков великими миротворцами, ликвидировавшими, не важно, на каких условиях и какой ценой, конфликт на Донбассе (а там, чем черт не шутит, может, еще и Нобелевскую премию мира дадут, как Обаме, правда, тот ее авансом получил). Но они также очень рассчитывают, что умиротворение на Донбассе, которое позволило бы снять большинство экономических санкций с России, существенно повысило бы их шансы на успешное выступление на предстоящих выборах. Также и президент Обама не прочь заслужить лавры миротворца за счет мира на Донбассе. К тому же, если «украинский конфликт», как его называют на Западе, будет если не полностью урегулирован, то хотя бы притушен перед самыми президентскими выборами в США, это повысит шансы на победу Хилари Клинтон. Пока что они с Дональдом Трампом идут практически вровень.
И одной из интриг президентской кампании в США является ответ на вопрос, кого из кандидатов поддерживает Кремль, и кто из них ему более выгоден. Если мы возьмем российские СМИ, которые в своем подавляющем большинстве являются прокремлевскими (прочих с российского медиа-поля давно уже вытеснили), то там идет открытая агитационная кампания за Трампа и против Хилари. Это даже забавно наблюдать, поскольку абсолютно понятно, что ровно никакого влияния на исход американских выборов она не окажет. Вот и некоторые российские политики, достаточно близкие к Путину, откровенно высказываются против Хилари. Так, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов прямо заявил: «Если Клинтон станет президентом США, ничего хорошего ожидать не приходится». И тут же оговорился, что, дескать, хрен редьки не слаще, и насчет Трампа особенно обольщаться не стоит, поскольку его слова о «дружбе с Россией» — это лишь предвыборная риторика. Но зато основные договоренности между СССР и США, как подчеркнул Миронов, достигались тогда, когда у власти в Америке находились республиканцы.
На самом деле публикации такого рода, на мой взгляд, призваны лишь затемнить реальную позицию Кремля. А она состоит в том, что по большому счету Россию устраивают оба кандидата на президентских выборах в США. Разумеется, для Путина оба они будут хуже Обамы. Но нынешний американский президент — это вообще уникальный случай. Как кажется, столь провальной внешней политике у США еще не было. С другой стороны, на финишной прямой американских выборов не оказалось по-настоящему неудобных для Москвы кандидатов типа Джона Маккейна или Мита Ромни.
У каждого нынешнего кандидата, с точки зрения Кремля, есть свои плюсы и свои минусы. Хилари хороша уже тем, что в основном будет продолжать политику Обамы, а значит, до серьезной конфронтации с Россией в случае ее избрания президентом дело не дойдет. Для Путина плохо лишь то, что Хилари, по всей видимости, будет более решительно противостоять российской экспансии как в Украине, так и на Ближнем Востоке. Она, в частности, может добиться ужесточения антироссийских санкций и улучшить отношения с американскими союзниками как в Европе, так и в Азии. Трамп, с точки зрения Кремля, хорош прежде всего тем, что наверняка основательно испортит отношения с американскими союзниками и потом много времени вынужден будет тратить на то, чтобы их восстановить.
Что касается признаний в любви к Путину и намерениях развивать отношения с Россией, то нет никаких гарантий, что Трамп будет вести соответствующую политику в случае избрания президентом. Тем более, что свыше половины американцев, по данным недавнего опроса Associated Press, Путина не любят, и лишь каждый десятый — поддерживает. Так что на поддержке Путина предвыборные очки не заработаешь.
Очевидным минусом Трампа в глазах Кремля будет то, что он наверняка сменит госсекретаря, а вместе с ним — и аппарат Госдепартамента. Сейчас если не сам Джон Керри, то его команда во многом состоит из сторонников новой «перезагрузки» с Россией. Обещание Трампа рассмотреть возможность признания аннексии Крыма стоит не больше, чем его же обещание признать Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля. Такие заявления кандидаты делают едва ли ни на каждых выборах, чтобы привлечь голоса американских евреев, но, придя к власти, быстро о них забывают. Главная же опасность Трампа, в глазах Кремля, заключается в его непредсказуемости. Она может привести к чему угодно, в том числе и к жесткой конфронтации с Россией, которой Путин всячески старается избежать. Вот с точки зрения Украины Хилари лучше Трампа, поскольку, скорее всего, усилит поддержку Киева и, возможно, поставит ему летальные вооружения. Позиция же Трампа в отношении Украины до сих пор остается загадкой.
Думаю, что в связи с действием фактора американских выборов, никаких существенных перемен в ходе Минского процесса не следует ожидать ранее середины 2017 года, когда определится позиция по этому вопросу новой американской администрации. Сейчас, с приближением зимы, риск возникновения нового широкомасштабного противостояния на Донбассе падает. А значит, и западные державы не будут слишком сильно давить на Украину, чтобы умилостивить Кремль.