Начиная с 11 сентября 2001 года публикации об исламском терроризме полились рекой. Но почти ни в каких криминологических, политических, культурно-религиозных или экономических исследованиях по поводу происхождения и сущности глобального джихада не использовались современные социально-экономические методы исследования. Как правило, в качестве аргументов приводятся отдельные события (например, теракты) или субъективные оценки (например, значение палестинского конфликта).
Два американских ученых в первый раз предприняли попытку исследовать действия террористов в западных странах при помощи количественных методов. При этом Роберт Лейкен и Стивен Брук из вашингтонского исследовательского института Nixon Center пришли к неожиданным выводам: они выяснили, что самая крупная исламская террористическая группировка в Европе и Северной Америке зародилась не на Ближнем Востоке или в развивающихся странах, а на самом Западе. Они также выявили связь между терроризмом и миграцией. Большинство террористов, действующих на Западе, являются иммигрантами.
В основу исследования была положена составленная учеными база данных из 373 террористов, которые в период с 1993 по 2004 год были привлечены к суду, осуждены или убиты в Северной Америке и Западной Европе. Первые результаты исследований были зафиксированы учеными в июне 2005 года в ранее не публиковавшемся документе. Данные собраны из открытых источников: из сообщений СМИ, правительственных и судебных документов, а также из публикаций исследовательских институтов и неправительственных организаций. В базу данных были включены только члены «транснациональных суннитских террористических группировок», которых можно найти в сети «Аль-Каиды». Палестинские группировки или, например ливанский «Хезболлах», не учитывались, так как их действия рассматривались как «локальные», направленные против Израиля.
На основании этой базы данных были сделаны интересные выводы. Так, опровергается распространенное мнение о том, что терроризм — это главным образом проблема Ближнего Востока. Менее половины зарегистрированных Лейкеном и Бруком террористов родились на Ближнем Востоке. 41% имеют гражданство стран ЕС или США, а 36% — стран Магриба. Только 17% террористов были родом из одной из основных арабских стран (сюда авторы относят Египет, Ирак, Иорданию, Сирию, Израиль, Ливан и страны Аравийского полуострова). 3% родом из азиатских стран, таких как Малайзия, Индонезия, Индия и Пакистан.
Из собранных материалов видно, что иммиграция и географическая близость к мусульманскому миру играли важную роль в формировании террористических ячеек в западных странах. В Европе большинство террористов (59%) — выходцы из стран Магриба, соседнего региона. Это может быть связано с тем, что иммигрантов из Северной Африки в Европе больше всего. Более двух миллионов алжирцев, марокканцев и тунисцев легально проживают в ЕС. В четырех европейских государствах большинство террористов было из той страны, из которой больше всего иммигрантов: во Франции 33% террористов были из Алжира, в Испании — 38% из Марокко, в Бельгии — 50% из Марокко, в Великобритании террористы были в основном южно- азиатского происхождения.
Только в двух странах ЕС не прослеживалось очевидной связи. В Италии большинство террористов (65%) были из Туниса, хотя их там гораздо меньше, чем марокканцев, помимо которых есть еще и достаточно большое количество албанцев и сенегальцев. В Германии тоже не было зарегистрировано террористов турецкого происхождения, хотя турки здесь преобладают в мусульманском населении. Основная масса террористов в Германии — из Алжира и Сирии. Лейкен и Брук делают вывод, что не все иммигранты террористы, но что большинство террористов — иммигранты.
Оба ученых попытались также выяснить, каким путем террористы попадают в западные страны. Однако собранные данные не дают полной картины, так как только в 55% случаев (для 206 человек из 373) имеется информация о том, как они въехали в страну. Тем не менее оказывается, что нелегальный въезд в страну, за чем так следят западные власти, не влияет на то, станет ли человек террористом. Только 6% террористов въехали в страну нелегально. У 33% была виза, в большинстве случаев это были туристические или студенческие визы. 23% получили убежище в западных странах, а у 38% было европейское гражданство. Интересно, что 9% террористов были обращенными в ислам из другой религии, и это довольно большое количество. Это подтверждает информацию спецслужб о том, что «Аль-Каида» усиленно старается завербовать лиц с «нехарактерной» внешностью, представителей другого вероисповедания и женщин.
Оба исследователя из своей базы данных получили информацию о том, как «Аль-Каида» организует теракты. Они обнаружили разницу в организации терактов в Европе и в США. В Европе 27 операций было проведено целой группой террористов, в США — только семь. Там чаще действовали террористы-одиночки. Ученые объясняют это тем, что в Европе мусульмане живут более компактными группами, что облегчает формирование ячеек. Примечательно, что основой ячеек часто становится национальность или иммиграция. Так, теракты 11 сентября были организованы, главным образом, арабами, теракты в Мадриде — марокканцами, а в Лондоне 7 июля действовали пакистанцы. Группировки «Аль-Каиды» возникают в основном на базе принадлежности к одной семье, национальности, деревне, региону или на основе дружеских отношений.
Ученые попытались сделать из собранных данных вывод о потенциале исламского терроризма в Европе. Больше других радикализированы Великобритания, Испания, Италия и Бельгия. Процент террористов в этих странах значительно выше по сравнению с процентом проживающих там мусульман от общего количества мусульман в Европе. Например, в Великобритании проживает 20% всех террористов в Европе, а мусульман всего 12% от общего количества проживающих в Европе (Испания: 18 и 8% соответственно, Италия: 15 и 8%, Бельгия: 7 и 3%). Самое большое количество террористов (22%) — из Франции, там же живет и большинство мусульман в Европе (34%). В Германии же мусульманский экстремизм не очень сильно распространен. Здесь живет четверть всех европейских мусульман, но террористы — выходцы из Германии — составляют всего 9%.